Страница 1 из 2

Поездка в Аральск на праздники

Добавлено: Вс июн 08, 2008 9:06 am
Тритон
Собрались с друзьями съездить в г.Аральск и если удастся добраться до Аральского моря. Хотелось бы узнать у тех кто бывал там -есть ли худо бедная дорога чтоб проехать на легковушке от Уральска до Аральска? :)
Если вдруг найдётся желающий и знающий хорошо метсность - етсь одно место в машине. Может кто то решит присоединится на своём авто. Стартуем из г.Самары ночью 11 июня обратно как выберемся - ориентировочно 14 июня.

Заранее спасибо за любую полезную информацию. По приезду торжественно обещаю выложить фото и видео.
Александр.

Добавлено: Пн июн 09, 2008 10:24 am
Серик Б.
Привет! Не знаю как тебя звать.

По поводу поездки... от Уральска до Актюбинска дорогу не знаю, не владею информацией, а вот от Акюбинска до Аральска сказали дорога не важная - разбитая. Но ездить можно, если аккуратно.

До моря на легковушке не доедете, так сказали аральские ребята. нужен вездеходик. может там повезет кого нанять... Хотя вряд ли кто там этим "промышляет", ведь не каждый день ездят желающие посмотреть на море.

Завидую, что есть время выбраться. Удачи вам и привет родине нашей!

Добавлено: Пн июн 09, 2008 12:12 pm
Тритон
Извините забыл представится. Меня Сашей зовут :)
Спасибо огромное за информацию ато по Гуглю не понятно асфальт там или грунтовка обычная. Да судя по картам до Актюинска идёт неплохая большая дорога на Астану.
Планируем доехать до Аральска, оставить там легковышку и дальше на вездеходе елси найдём или пешком как повезёт до моря.
Не скажете сколкьо примерно там сейчас до моря идти?
Ато те кто уехал из Кахазстана сыплют расказами как за день в дне образовался гигантский разлом и почти всё море ушло туда. Хочется хотя бы остаки Малого моря увидеть чтоб было что потомкам показать.

Добавлено: Ср июн 11, 2008 10:33 am
Михаил Чулков
Тритон писал(а):Планируем доехать до Аральска, оставить там легковышку и дальше на вездеходе елси найдём или пешком как повезёт до моря.
Привет Александр!Везуньчик Ты как посмотрю,можешь на авто до Аральска добраться.Честное слово завидую Тебе,поснимай если разрешат действительность,доберись до Аманаткуля обязательно,посмотри живут-ли еще люди славянского происхождения.Познакомся желательно,просто это истинные Патриоты Арала,все перетерпели и живут вдали от всевозможных прелестей жизни,но по Своему прекрастно.Да если не секрет,Твои родители выходцы из Аральска или Ты просто интузиаст,нравиться тема Аральска.Конечно извини за массу вопросов,но хочеться знать с Кем общаюсь примерно так.Бывший житель Аральска,ныне "житель"Латвии Михаил Чулков.

Добавлено: Ср июн 11, 2008 1:05 pm
Тритон
Приветсвую Михаил, Так же огромное спасибо всем за помощь. Нескольо дней шерстил интерент и читал отзывы тех кто был или собирался туда и выяснил что до Актюбинска доехать вообще не проблема а вот дальше начинается настоящее кэмел-трофи почти до самого Аральска. Особено если вдруг пройдёт столь нехарактерный для этого времени суток дождь. Увы, поскольку идея была спонтанная ничего кроме свеого единственого Опеля с низкой посадкой найти не удалось поэтому как ни позорно звучит но придётся сдаться и пока ограничестся поездкой до Атырау. Эх.. был бы хотя бы ВАЗовский атвомобиль не жалко было бы убить или второй экипаж способный вытянуть застрявшее или сломаное авто..

Я сам хоть не с Аральска а коренной поволженец но почитав ваш форум да и вообще за все эти дни очень сильно изучив тему Арала стал наравне с вами сопереживтаь за его судьбу. До этого казалось что да, етсь проблема, но она далеко и как то абстрактна как например, амурские тигры а глянув на то что было с морем и то что осталось сейачас становится грустно и обидно. Обидно и за вас некогда живших в таком красивом месте и само море тающее буквально на глазах.

Сейчас этой темой серьёздно заинтересовались с друзьями и если удастся то чуть позже попробуем собрать команду из нескольких машин и доехать таки до туда.

Несколько интересных ссылок тем кто возможно соберётся тоже.

Фотографии трассы от Актюбинска до Аральска.
http://fotoplenka.ru/users/toretam/2526 ... 43/?page=1
Описание поездки по той же трассе.
ДОРОГА через ИРГИЗ

Исторические свидетельства о дороге ОРСК-КАРАБУТАК-ИРГИЗ-АРАЛЬСК-КАЗАЛИНСК. Оказывается, эта дорога, находящаяся сейчас в ужасающем состоянии (международная ТРАССА М-32 САМАРА-ШЫМКЕНТ), пользовалась дурной славой ещё в 19 веке.
Многим жителям Казахстана и Средней Азии (особенно водителям) не понаслышке известно плачевное состояние дороги Орск-Карабутак-Иргиз-Аральск-Казалинск. Несколько сотен километров практически полного бездорожья (не ремонтировашийся более 30 лет, с момента постройки автодороги, асфальт сохранился на отдельных небольших участках, а большую часть маршрута составляет "грунтовка", местами пересекаемая рытвинами до 1-2 метров глубиной, промоинами, пухлыми солончаками) в малонаселённой местности (на всем маршруте лишь несколько маленьких аулов и отдельные стойбища кочевников-скотоводов), отсутствие автозаправочных и авторемонтных станций, магазинов, источников пищи и питьевой воды - вот что представляет собой эта дорога, и путешествие по ней сопряжено со значительными трудностями и опасностями. И если во время сухой устойчивой погоды проехать этот маршрут можно относительно благополучно (лишь изнывая от жары, тряски и пыли), то во время весенних и осенних дождей (да и летом после прохождения ливней) путь превращается в сплошные топи непролазной грязи, в которой застревают даже "КамАЗы", не говоря уже о легковых автомобилях. В этом случае путешественникам приходится несколько дней жить в степи, ожидая прекращения дождей и высыхания грунта, либо нанимать в окрестных аулах за баснословные деньги тракторы и выбираться на буксире. Зимой в этом районе свирепствуют сильные снежные бураны, заметающие дорогу; почти каждый год на трассе гибнет несколько человек (во время метелей водители и пассажиры замерзают в "заглохших" и застрявших в сугробах автомобилях).

Оказывается, эта дорога пользовалась дурной славой ещё в 19 веке (тогда она называлась "Орско-Казалинский тракт"). Ниже приводится текст журнальной статьи того времени.

Аму-Дарьинская ученая экспедиция. I. Орско-Казалинский почтовый тракт. (Путевые заметки члена экспедиции, Н. Каразина).


(Журнал «Нива», 1874, №36, 565-567)

He более как три года тому назад, каждый путешественник, предполагавший ехать через степь в наши Средне-Азиатские владения, невольно задумывался подъезжая к Орску, откуда ему надо было сворачивать правее и оставлять за собою все удобства устроенных почтовых путей, все то, что хотя сколько-нибудь может быть названо комфортом.

И действительно, ему нельзя было не задуматься. Перед ним тянулась дорога в слишком тысячу верст длины, дорога приобретшая cебе грозную, неутешительную известность.

Чтобы дать понятие об этом тракте — того времени — приведу отрывок из путевой книжки одного туриста. Этот отрывок яркими красками рисует всю прелесть Орско-казалинского тракта — но носившего другого названия как «проклятая дорога».

«Первый раз я проезжал этою дорогою осенью 1867 года. Это был год реформ вновь завоеванного края. Понадобились офицеры, чиновники, всякий рабочий люд — и понадобились в громадном количестве. И вот, все это скопилось в Оренбурге, приготовляясь к степному путешествию. Все гостиницы были переполнены; по почтовым дорогам тянулись почти непрерывные ряды экипажей. Большинство проезжающих были люди семейные, а потому можно себе представить с какими-запасами путешествовали они, переселяясь в край отдаленный, в котором, по крайней мере на первое время, трудно, даже не возможно было достать что-либо удовлетворяющее европейскому требованию комфорта. Шутники говорили, что в осень 1867 года было «великое переселение народов из виленских канцелярий в ташкентские». Вот в это-то бойкое время пришлось и мне в первый раз проехать знаменитым Орско-казалинским почтовым трактом.

Едва только я выехал из Орска, как сразу почувствовал, что надолго распростился со всяким удобством. Три чахоточные клячи, приведенные мне после двухсуточного ожидания, дотащили меня до станции только глубокою ночью. Станция эта состояла из полуземлянки, наполненной развалинами печки; вороха перегнившей соломы, кишевшей паразитами, покрывали пол. В оконные отверстия врывался сырой осенний ветер; завалившаяся зеленая крыша грозила рухнуть на голову. Оставаться на ночь в этом приюте не было никакой возможности, и я провел остаток ночи на дворе, в своем тарантасе.

Дальнейшее мое путешествие было целый ряд тяжелых испытаний и лишений. Недостаток лошадей, а часто неимение их вовсе — задерживали меня на станциях по суткам и даже более; например: на станции «Джалавла» я просидел четверо суток — и только случайно нанял двух верблюдов у проходящего недалеко каравана. Все путешествие мое до Kaзалинска тянулось пять недель, а я еще находился в сравнительно лучших условиях чем остальные путешественники. Я ехал один и налегке, — каково же было несчастным семейным с их женами и детьми — часто даже грудными!?......

Станции были по образцу первой мною описанной. Чаще встречались войлочные кибитки — старые, покривившиеся с бесчисленными отверстиями в прогорелых войлоках не защищавшие вовсе ни от дождя, ни от холода. Наступали холода, выпал первый снег, начались страшные степные бураны.

Положение многих запоздавших путешественников было отчаянное. На одной из станций, именно как теперь помню: «Бугадты-сай», я нашел семейство в самом безвыходном положении. Муж — какой-то интендантский чиновник, мертвецки пьяный, должно быть с горя, находился в бесчувственном состоянии и храпел лежа под тарантасом. «Вот уже вторые сутки так-то»!.. жаловалась мне его жена, кормившая грудью — трехмесячного ребенка. Около нее еще двое детей жались и хныкали от холода, забившись под какую-то попону. Дети просили есть.

Вся провизия вышла; не было даже чаю и сахару; еще вчера вечером доели последнюю дорожную булку, а впереди оставалось еще более половины дороги. Другое семейство я нашел еще в худшем положении: на этой станции не было вовсе никакого жилья — кибитку унесло ветром, и только кучи навоза, следы костров, да обломки тележного колеса — намекали на место почтовой станции. Ближайший аул был верст за двадцать. Ближе же не было ни одного живого существа, кроме волков, завывавших по ночам в нескольких шагах от несчастных путешественников... Здесь тоже истреблены были все дорожные запасы — и дети кричали и плакали от голода.

Дотащившись кое-как до этой плачевной станции, я задержал ямщика-киргиза с его лошадьми, дал им отдохнуть и верхом отправился отыскивать ближайшие аулы. Ночь захватила меня на дороге — и вернулся я уже на другой день утром. Надо было видеть восторг несчастных при виде приведенных мною упряжных верблюдов и двух барашков, предназначенных для насыщения их проголодавшихся желудков.

Если у кого-нибудь ломался экипаж, его бросали как вещь никуда не годную (о починке нечего было и думать) и продолжали путь верхом на верблюдах, а иногда и пешком, побросав на произвол судьбы свои пожитки.

Ко всем этом, что я пишу, нет никакого преувеличения. Не найдется никого, кто бы мог упрекнуть меня в этом, но за то найдутся такие, что найдут мое описание бледным в сравнении с тем, что испытали они сами своими собственными боками.

Генерал-губернатор, узнавши от приезжающих о том, что творится на Орско-казалинском тракте — немедленно распорядился выслать офицеров и чиновников, снабженных деньгами, одеждой, провизией и лекарствами навстречу идущим. — В числе этих посланных был г. Терентьев, который положительно заверял о том, что ему приходилось натыкаться на раздирающие душу катастрофы.

Через три года после этого, именно в 1870 году, снова пришлось проезжать мне этою дорогою... Время года было несравненно лучшее, дело было летом, и никакого наплыва проезжающих не было вовсе. Но не смотря на эти, более выгодные, условия я нашел тракт нисколько не в лучшем состоянии. Те же станции — кибитки и землянки, то же отсутствие людей и лошадей, те же суточные ожидания. А если приведут вам наконец коней — то или полумертвых, или же совершенно диких, никогда в своей жизни не видавших ничего похожего на экипаж, и вы рисковали на каждом шагу быть искалеченными, не говоря уже о бесконечных поломках и окончательной порче экипажа.»

И вот, мне пришлось третий раз проверить знакомое расстояние – и я не узнал своего старого Орско-казалинского тракта.

А дело было как нельзя проще; стоило только отдать этот тракт с торгов предприимчивому человеку, не поскупиться деньгами, и не сдавать его на попечение киргизам, — попечение совершенно бесконтрольное, тем более, что с кочевниками не церемонились и по годам не платили им ничтожной договорной платы. «Не за что платить — дурно содержится» говорили те, кому надлежало расплачиваться. —«Денег не даешь — за что же тебя содержать хорошо» оправдывались те, кому следовало получать плату. И таким образом, дело шло слишком двадцать лет, пока настоятельная потребность в сообщении не заставила открыть серьезные торги, по которым Оренбургский купец Мякеньков, хорошо знакомый с делом, опытный и предприимчивый хозяин, взял большую часть степного тракта от Орска до станции Джюлпас и привел его в прекрасный порядок, так резко поражающий всякого, знающего эту дорогу в ее первоначальном виде.

Каждая станция нового тракта состоит из большого, обнесенного стеною двора и трех деревянных строений — среднее из них, в виде двух-половинной избы — назначается для приезжих и смотрителя; — в боковых помещаются ямщики и амбары для фуража и сбруи.

Просторная, чистая и светлая комната с дощатым полом; удобная мебель — часы на стене — теплая печь, вычищенный на диво самовар, блестящая посуда, при всем этом услужливость смотрителя, возможность достать и свежего молока, и яиц, и хорошего хлеба — все это так приятно действует на нервы проезжающего, утомленного длинною дорогою и монотонностью степного ландшафта; а русский говор на дворе, торопливая суетня ямщиков, побрякивание сбруи, бубенчиков и звон русского колокольчика, все это заставляет забывать вас, что вы не в России — а в самой Азии, в центре киргизских степей... за несколько тысяч верст от того пункта, с которого начали свое многотрудное путешествие.

Со второй половины дороги, т. е. с переезда через укрепление «уральское» — нынешний город Иргиз — колорит меняется. Азия вступает в свои права. Ярко-зеленая степь сменяется сыпучими песками — становится жарче и удушливей. Вы подъезжаете к знаменитым «Приаральским Каракумам»... Здесь уже нет таких прекрасных, уютных станций — пахучее сосновое дерево заменяют серые стены глинобитных домов — самого непривлекательного типа, наводящего тоску и уныние... К довершению всего удовольствия — вы редко находите хорошую воду... Чай ваш — единственное дорожное утешение — мутен и с сильным солоноватым вкусом, а иногда и с сернисто-водородным запахом... Что делать, терпи... и повинуйся условиям природы еще не подчиненной влиянию - человека (хотя и давно пора бы!)... И с каким удовольствием путешественник видит, наконец, вдали на горизонте голубоватые силуэты ветряных мельниц, окаймляющих город Казалинск со стороны Орско-казалинского тракта!
http://meteocenter.net/photo/irgiz.htm
Федеральная автомобильная дорога М-32
Федеральная автомобильная дорога М-32
Самара ≈ Бол.Черниговка ≈ граница с Казахстаном
имеет протяженность 194 км.

Далее дорога продолжается в направлении Уральск, Актюбинск.
В пределах Российской Федерации дорога проходит по территории
Самарской и Оренбургской области.

Дорога проходит в условиях равнинной, степной местности.
Покрытие дороги асфальтобетонное с шириной проезжей части 7 м.
Климат континентальный, засушливый, с умеренно-холодной зимой.
Средняя температура января -13°С.

Участками дороги, требующими повышенного внимания водителя, являются:
- с крутым спуском (75 км);
- с ограниченной видимостью (102 км, 111 км).

Дорога пересекает значительные реки: Чапаевку (у н.п.
Подъем-Михайловка), Бол. Иргиз (у н.п. Бол. Глушица).
Встречаются мосты грузоподъемностью 40 т. (154 км, 158 км).

Данные сервисного обслуживания

Пункты мед.помощи: 101(2), 125(1).
Посты ГАИ: 143.
Расстояния до объектов даны в км от начала дороги.
В скобках даны удаления объектов от магистрали в км.
Пункты питания на дороге расположены в среднем через 50 км.

По трассе на территории Российской Федерации из крупных городов
расположен только г. Самара (с 1935 г. по 1991 г.≈ Куйбышев) ≈ центр
Самарской области с населением 1280 тыс. жителей. Город расположен
на левом возвышенном берегу р. Волга при впадении в нее р. Самара.
Самарская крепость, давшая начало городу, была построена в 1586 г.
для контроля и охраны водных путей. Выгодное положение города
определило его быстрый рост. С 1708 г. Самара ≈ в составе Казанской
губернии, с 1719 г.≈ Астраханской губернии. С 1851 г. Самара ≈ центр
Самарской губернии.
Самара сегодня ≈ крупный промышленный и культурный центр
Поволжья, узел железных и автомобильных дорог, воздушный и речной
порт. Основные отрасли промышленности ≈ машиностроение и
металлообработка, нефтеперерабатывающая, пищевая, производство
строительных материалов.

На территории Казахстана по трассе расположены следующие
крупные населенные пункты: г. Уральск (201 тыс. жителей) ≈ центр
Западно-Казахстанской области, г. Актюбинск (253 тыс. жителей) ≈
областной центр, Кзыл-Орда (189 тыс. жителей) ≈ областной центр,
Чимкент (389 тыс. жителей) ≈ центр Южно-Казахстанской области.

Сущность трассы: дорога собой очень интересна, так как является одной
из ниточек, соединяющих юг России и Среднюю Азию, а вокруг нее -
бескрайние степи Казахстана. Зимой трасса может быть непроходима!
Тогда следуйте в Среднюю Азию по М36 через Челябинск-Караганду-Алма-Ату.

Учтите, что М32 не балует путешественника количеством машин и дорожным
покрытием. Пейзаж представляет собой бескрайние степи с большим количеством
дикой степной живности и настоящую пустыню (в районе Аральска) с верблюдами.
Путешествуя по Казахстану летом, не забудьте запастись водой и головным
убором.

Самара - Уральск: от Самары очень сильно местное движение, так
что следует садиться в машину идущую даже на 5-10 км. К границе местное
движение спадает. На таможне останавливаются все и отмечаются. От
Самары до Уральска и обратно ходят рейсовые автобусы. Дорога покрыта
хорошим асфальтом. Ходят машины из Казахстана, России и других стран:
Средней Азии, Европы (но очень мало).

Уральск - Актюбинск: За Уральском движение резко спадает и интервалы
между машинами возрастают до 10-15 и даже 30-45 минут, и в основном,
это - забитые казахские легковушки. Автобусное сообщение очень
редко или отсутствует вообще, правда иногда попадаются ПАЗики , по
самую крышу забитые казахами, но откуда они едут и куда - это
не известно.

Дорожное покрытие плохое: в основном - колея в асфальте с небольшими
грунтовыми участками.

В Актюбинске добавляется поток машин, идущих из России через Оренбург-Соль-Илецк.
При движении из Азии в Россию лучше выходить из Казахстана здесь!
При движении из России лучше ехать через Оренбург!

Актюбинск - Аральск: движение очень редкое, в основном будете
ехать на дальнобойной машине. Трасса идет через Карабутак, сущность
трассы через Челкар не известна: хотя ч.Челкар и короче на 111 км,
машины так почему-то не ездят.

Дорожное покрытие плохое: раздолбанный асфальт, с которого машины
съезжают и едут по степи, параллельно трассе. На участке Карабутак-Иргиз-граница
Актюб.обл. 270 км бездорожья, где асфальта не было никогда. Пост
ГАИ, однако, есть (поворот на Иргиз), а также "разъездные"
ГАИшники. Через каждые 10-15 км встречаются домики и юрты, которые
являются чайханами, и в которых имеется небольшое количество обитателей.

Аральск - Кзыл-Орда: появляется хороший асфальт, соединяются железная
дорога и трасса, и идут дальше почти параллельно. В районе Новоказалинска
появление первых признаков цивилизации, но поток машин по-прежнему
слаб.

Кзыл-Орда - Чимкент: увеличивается поток машин к Чимкенту. Переезд
через Сырдарью платный (берут с машины). Вокруг трассы - орошаемые
поля. Хороший асфальт. Может быть автобусное движение. В 10 км от
Чимкента - большая развилка: поворот на Алма-Ату и Бишкек; поворот
на Ташкент.

Конец трассы М32.

(А.Винокуров, 8.1997)

Хотя машин и немного, но вы имеете большие шансы проехать 1000 км
или более на одном супердальнобойщике. Всего же время пути от Самары
до Чимкента или обратно, при хорошем настроении и ночном движении,
занимает 2.5 суток. Если ночью спать, 3 суток.

http://avp.travel.ru/trass_enc/m32_trass_enc.htm
А это 10 дневная поездка велосепидистов вокруг Аралського моря.
Возрожденный Арал-2006

Алматы – Аральск (автомобиль)- водокачка – п.Жаланаш - зим. Карабулак – п.Акеспе - сопка Шот - ур.Екзек – п.Акбасты - к. Аккудук - Кокаральская дамба – п.Бугунь - оз. Тущибас - местность Сарышокы - аул Сапак - Аральск - Алматы (автомобиль)

Активная часть маршрута: с 3 по 12 октября 2006 (десять ходовых дней)
Преодоленное расстояние: 501,5 км (асфальта не более 40 км)
Группа: A13 Expedition Team
Руководитель группы: Габченко А.В.
Заместитель руководителя: Степанов В.А.

Сведения о районе экспедиции Территория малообжитая. На маршруте встречались редкие населенные пункты сельского типа около пятисот жителей в каждом (например: Акеспе, Акбасты). Застройка аулов рассредоточенная, хаотичная. Улицы не имеют покрытия в большей части занесены песком, для велосипедов труднопроходимы. Поселки электрифицированны.

Вода
В некоторые поселки подведен питьевой водопровод. Но дальние аулы, зимовки и одиноко стоящие дома снабжаются из буровых скважин. В зимний период на побережье моря заготавливается лед, который в погребах хранится до лета. Колодцы, нанесенные на карты, в большинстве случаев пересохли, либо отсутствуют на местности по другим причинам.

Аральское море – прежде один из крупнейших внутриконтинентальных, замкнутых водоемов земного шара. Расположенное в центре среднеазиатских пустынь, на высоте 53 м н.у.м. Аральское море выполняло функции гигантского испарителя. Из него поступало в атмосферу около 60 куб. км воды. До 1960 года Аральское море было четвертым по площади озером мира. В 1963 году уровень воды в водоеме составлял 59-60 метров. Сейчас Аральское море разделено на два автономных водоема: Малый Арал и Большой Арал. По данным 2000 года уровень Малого Арала составлял 39 метров, уровень Большого - 32 метра. Однако после строительства в 2005 году Кокаральской дамбы соединившей полуостров Кокарал с Юго-Восточным побережьем переток воды из малого водоема в большой сократился и стал регулируемым. Сейчас Малый Арал пополняется за счет притока воды из реки Сырдарья. В период проведения экспедиции (октябрь 2006 года) уровень воды в Малом Арале колебался в районе 41,35 метров. Однако известно, что летом 2006 в сельхоз сезон, уровень составлял 41,10 – 41,20 метром. Вода в Арале бессточная, горько-соленая.

Рельеф
Местность на территории холмистая с обрывами по старому берегу моря. Большая часть побережья занята незакрепленными песками, несколько раз встречались наметенные барханы. Такие формируются в основном около препятствий, как например, заросли кустарника или дома, заборы поселков. У самой воды илисто-песчанная смесь, лёс. Основные пути сообщения на пройденной территории, - грунтовые и полевые дороги. Магистрали нанесенные на карты 1980-х – 2000-х годов не соответствуют реальности, либо вообще отсутствуют. В сухое время года (осень, зима) движение на полевых дорогах часто затрудненно песками. Весной грунты размокают, продвижение еще более осложнено.

Климат
Климат резко континентальный с большими колебаниями суточных и сезонных температур. В период проведения экспедиции среднедневная температура колебалась в пределах +25 - +30, ночью: +5 - + 10. Затем северный ветер (более 10м/с) принес резкое похолодание до +7 - +10 днем и около нуля ночью. Зима характеризуется холодной, облачной погодой, частыми туманами. Осадки в виде снега. Относительная влажность 80%. Весна отличается переменной погодой. В этот период выпадает наибольшее количество осадков. В основном кратковременные дожди. Влажность достигает 46%. Безводное морское дно действует словно искусственный антропогенный вулкан, - выбрасывая в атмосферу огромные массы солей и тонкодисперсной пыли. Эффект загрязнения усиливается за счет того, что Аральское море расположено на пути мощного струйного течения воздуха с запада на восток. Это способствует выносу аэрозолей в высокие слои атмосферы и быстрому их распространению по планете. Пестициды и характерная Аральская пыль оседает на ледниках Гренландии, в лесах Норвегии и на полях Белоруссии, удаленных от Центральной Азии на тысячи километров.

Флора
Растительность полупустынная, представлена в основном травами – ковыль, полынь типчак и полукустарниками – тамариск, джузгун, саксаул. В заводях встречались заросли камыша.

Организация экспедиции
Означенный маршрут преодолевался в довольно высоком, спортивном темпе. Средний ежедневный километраж 45 км. Максимальные значения: 65 км/день и 35,1 км/час. Поддерживать высокий темп движения позволила физическая подготовка участников. Стоит отметить, прежде экспедиционеры не имели столь богатого опыта автономных вело походов. Проведена предпоходная подготовка велосипедов. Особое внимание было уделено комплектации ремнабора (что в последствии себя очень оправдало). 1600 километров из Алматы до Аральска и обратно команда преодолела на личном автотранспорте. Велосипеды транспортировались на крыше автомобиля с помощью специальных багажников. Несмотря на то, что аральский регион пограничный с территорией Узбекской республики Каракалпакстан никаких специальных документов для посещения местности не требуется. Достаточно иметь при себе удостоверение личности гражданина Республики Казахстан.

Краткое описание маршрута
Пройденный путь представляет собой первопрохождение по кольцевому маршруту вокруг Малого Арала. Основные пути сообщения на данной территории, - грунтовые и полевые дороги среди солончаков и песков. Рабочая высота над уровнем моря не превышает ста метров. В ходе прохождения выяснилось, что магистрали, нанесенные на карты 1980-х – 2000-х годов, в абсолютном большинстве не соответствуют реальности, либо вообще отсутствуют. Маршрут пройден через четыре поселка и две зимовки. Начался и завершился в городе Аральск. Участок от Аральска до аула Жаланаш в значительной степени оказался не соответствующим запланированному. Обозначенная на карте дорога отсутствовала вовсе. Верным ориентиром послужила нанесенная на карту ЛЭП. Однако в последствии оказалось от аула Сарышаганак до Жаланаша уложен грейдер на карте не обозначенный. Таким образом, участок Аральск – Жаланаш представляет из себя грейдер, которым нашей команде удалось воспользоваться только на половину. Обозначенная на карте грунтовая дорога от Жаланаша до аула Тастубек так же отсутствует. Существует несколько полевых дорог проходящих по суглинистым и лёсовым почвам, а так же через идеально ровный солончак, непроходимый весной в «большую воду». Местами дороги переметены песком. Полёвки соединяющей на карте зимовку Карабулак и поселок Акеспе так же не существует.

За десятилетия что Арал усох местные жители накатали более прямую и удобную полёвку по морскому побережью. Никакой грунтовой дороги вдоль западного побережья моря время так же не сохранило. В реальности от поселка Акеспе до поселка Акбасты машины ходят по пескам и эта дорога, по словам местных водителей, считается одной из лучших с этой стороны моря. Кокаральский полуостров еще два года назад был транспортным тупиком, поэтому ни какой грунтовой дороги здесь быть не могло. Сейчас к дамбе соединяющей полуостров с Юго-Восточным побережьем ведет хорошо накатанная полевка. Поверхность дамбы имеет грейдерную отсыпку. Для велосипедного передвижения грунтовка мало привлекательна, потому что спрессована грузовиками в форму стиральной доски. Далее грунтовая дорога соединяет Кокаральскую дамбу с понтонным мостом через Сырдарью и аулом Карашалан.

Хотя дорога отсыпана недавно местами так же имеет форму стиральной доски (неподалеку строится новая ГЭС). Аул Карашалан с более крупными селениями Бугунь и Аманоткель соединен старой, но широкой грунтовой дорогой. Полевая дорога Бугунь – Коктем представляет собой труднопроходимые пески. Местные пользуются ей крайне редко, в основном при наличии трех мостового грузовика «Урал».

Отрезок Чомиш – Аральск, это часть асфальтовой, международной трассы М32 Шымкент - Самара.

Состав команды
Команда участников вело экспедиции «Возрожденный Арал 2006» сформирована на базе А13 Expedition Team, - команды мультиспортсменов, специализирующихся на горном и вело туризме, сноуборде, рафтинге и сплавах по бурной воде. Команда А13 Expedition Team уже четвертый год существует как объединение группы идейно вдохновленных любителей экстремального туризма. Костяк команды сложился из дипломированных инструкторов по горному туризму.

Александр Габченко – руководитель экспедиции, фотограф, автор отчета. Активист А13 Expedition Team. 1978 г.р. Велосипед Giant, велорюкзак "Мираж-80" "Снаряжение".
Владимир Степанов – заместитель руководителя, штурман, водитель. Дипломированный инструктор по пешеходному туризму. Активист А13 Expedition Team. 1978 г.р. Велосипед Merida , велорюкзак "Мираж-80" "Снаряжение".
Юлия Сахарчук - завхоз, медсестра, кок. Дипломированный младший инструктор по горному туризму. Активист А13 Expedition Team. 1981 г.р. Велосипед Merida, велорюкзак «Байк лайн-60» «БАСК».
Александр Стрелецкий – механик. Мастер спорта СССР по велогонкам на шоссе. Почетный член А13 Expedition Team. 1971 г.р. Велосипед Giant, велорюкзак «Мерида» (2шт).
Владимир Трушников – телеоператор. Почетный член А13 Expedition Team. 1976 г.р. Велосипед Trek , велорюкзак «Мерида» (2шт).


Изменения маршрута по сравнению с заявленным: коснулись следующих участков: Между зимовкой Карабулак и поселком Акеспе предполагался подъем по полевой дороге, с небольшим набором высоты, до озера Бозгуль и далее выход на грейдер ведущий в поселок. Однако, после изучения местности и консультаций с местными жителями от этой нитки прошлось отказаться. Из-за отступления моря несколько десятилетий назад полевка была заброшена, размыта дождями и сейчас не существует. Местными накатана колея непосредственно вдоль отвесных обрывов по высохшему дну. Исходя из существующих географических условий этот путь сейчас единственный приемлемый для велосипедного движения. Обозначенной на карте грунтовой дороги от поселка Акеспе в направлении поселка Акбасты вдоль северо-западного побережья сегодня так же не существует. Наступление песков и отступление моря привели к возникновению полевой дороги между отвесными обрывами с северной, и морем с южной сторон. Третий эпизод касается замены продолжительного отрезка Бугунь –Коктем на восточном побережье Малого Арала. Из-за отхода моря местность здесь заметена донными песками, а вследствие этого труднопроходима для автомобильного движения и заброшена. Отрезок пути изменен так: поселок Бугунь - поселок Аманоткель, здесь проходит грейдер и далее поворот на север, где через пески мы вышли к станции Чумыш.

День номер ноль. До отъезда мы знали наверняка только, что он разделен на Малый и Большой. Что Кокаральский полуостров стал практически материком. И лишь, исходя из этих данных, команда “А13 Expedition Team” поставила перед собой цель: обогнуть Малый Арал. В автономном режиме объехать вокруг моря на велосипедах. Изучив климатическую обстановку в регионе экспедицию назначили на осень 2006 года. Лето закончилось неожиданно. Сентябрь пролетел в подготовке. И вот, наконец, свежим октябрьским утром, автомобиль, груженный снаряжением, велосипедами и велосипедистами мчится по трассе М-32 “Шымкент – Самара”. Нас пятеро: штурман экспедиции Володя Степанов, завхоз, медсестра и украшение команды Юля Сахарчук, мастер спорта СССР и отличный механик Саня Стрелецкий, большой эрудит и телеоператор экспедиции Владимир Трушников, автор этих строк Александр Габченко. Тысячу шестьсот километров от Алматы до Аральска автомобиль пролетел за три дня. Город встретил легким ветром и надутыми барханами на своих улицах.

День первый. 3 октября 2006 г. Пройдено 29.6 км. Средняя скорость 7 км/ч. Максимальная скорость 11 км/ч. Чистое время в движении 03:42 Старт из Аральска – 13:05 Финиш у водокачки – 19:30

По мелкому зыбучему песку на городских улицах велосипед катится очень неохотно. В команде появились первые тревожные настроения. Тем не менее, прощаемся с хозяином дома, приютившего наш автомобиль. По плану должны свидеться только через десять дней. Центральная улица, вымощенная бетонными плитами, скоро заканчивается. Уже позади арка с надписью “Арал каласы”. Под колесами велосипедов шуршит щебенка грейдера. Но вот кончилась и она. Хотя карта обещает грунтовку, туда, где раньше было море, уходит накатанная по суглинку и песку полевка. Карта обманула в первый, но не последний раз. Через пару часов ехать на велосипедах по мягкому песку стало совершенно невозможно, и велосипеды поехали на нас. Лишь под вечер мы встретили рабочих, копавших в степи трубопровод, они рассказали, что западнее электролинии есть грунтовая дорога. ЛЭП была в пределах видимости и к закату мы нашли трассу, и неподалеку водокачку, где пополнили запас питьевой воды. Первый день в пути показал: наш график движения далек от реальности. Окружающий мир изменился и не похож ни на одну из наших карт. Мы волновались, но успокаивали себя мыслью, что повернуть-то можно в любой момент. А завтра грейдер и оставшиеся дни пути песка возможно и вовсе не встретиться...

День второй. 4 октября 2006 г. Пройдено 65 км. Средняя скорость 12,6 км/ч. Максимальная скорость 30 км/ч. Чистое время в движении 05:09 Старт от водокачки – 13:05 Финиш на зимовке Карабулак – 19:30

Когда-то Аральское море было третьим на планете внутриконтинентальным замкнутым водоемом. Сегодня с безводного морского дна ветер поднимает соляную пыль и песок, осыпая окрестности. А усохшие заливы теперь в поисках растительности бороздят корабли пустыни - верблюды. Первый аул встреченный в пути – Жаланаш (можно перевести как – голая степь). Когда-то поселок стоял на берегу бухты. Но теперь название населенного пункта полностью себя оправдывает. Мы пополнили запас питьевой воды, купили сахар и поскольку хлебом в ауле ни кто не торгует нас просто угостили буханкой, пожелав на прощанье: “жол болсын”. Пять велосипедов под улюлюканье местной детворы укатили на запад. На вторую ночевку мы остановились у зимовки Карабулак, среди залитой осенним солнцем, еще сочной полыни и типчака. Добротный трехкомнатный дом, рядом просторный загон для скота и бетонный резервуар, в котором на дне даже оставалось несколько литров воды. Ожидая беседы с чабаном, я почувствовал разочарование. Зимовка оказалась брошенной.

День третий. 5 октября 2006 г. Пройдено 54,3 км. Средняя скорость 10,6 км/ч. Максимальная скорость 35,1 км/ч. Чистое время в движении 05:05 Старт на з. Карабулак – 10:00 Финиш близ бугра Шот – 19:00 На карте близ зимовки обозначен колодец. Его мы нашли утром. Чуть больше двух метров глубиной, сложен из камня, дно поросло камышом. Вода в колодце мутноватая, с горьким привкусом. Набрали три бутылки, но без кипячения пить не рискнули. Сфотографировались и крутим педали дальше. Третий день пути вообще вспоминается как один из самых удивительных. С утра мы ехали по степи. Несколько километров пришлось идти пешком, полевка походит сквозь закрепленные, поросшие колючкой барханы. Затем катили по солончакам вдоль разноцветных обрывистых холмов. Пересекли даже мини перевал. Впервые за это путешествие встретили табун изящных полудиких коней с короткими ногами (до этого, видели только верблюдов). А сразу после обеденного привала обнаружили самоизливную скважину вкусной прозрачной воды. Источник не указан на карте и Володя Степанов забил в GPS координаты (Ш 46 46’04.6” Д 60 41’44.1”), нарисовав затем в маршрутной схеме жирную точку. В этот день мы впервые почувствовали море. Дорога вышла на побережье. Побросав велосипеды команда спустилась на потрескавшееся дно. Здесь когда-то был причал. У занесенных песком бетонных конструкций навсегда осталась приколота многотонная баржа. На уложенных к верху дном рыбацких лодках солнце выжгло смолу, иссушила дерево. Заилиный покрытый водорослями берег облюбовали фламинго. Стая экзотических птиц не придала нашему появлению никакого значения. Искупаться не получилось, очень мелко. В половине четвертого мы выехали к огромным барханам. Здесь нашлась еще одна скважина. Из трубы фонтаном бил горячий источник. А в песках оказалось запрятан поселок Акеспе. Мы ожидали увидеть здесь последний оплот цивилизации, но картина открылась совершенно иная. Среди высоких песчаных холмов ютились дома и улочки, занесенные песками. В ауле есть электричество и уличный водопровод, по которому два раза в сутки дают вкусную питьевую воду. Но битву с природой человек здесь явно проигрывал. Весь окружающий мир тут одного – песчаного цвета. Мы были так поражены увиденным, что даже не стали разыскивать школу. Скудных знаний казахского языка едва хватило, что бы выяснить, что там есть спутниковый телефон подаренный какими-то иностранцами. Желание звонить быстро улетучилось. Набрали воды и потолкали велосипеды прочь на юго-запад. Едва закончился аул, кончились и барханы. Путь лежал по жесткому истрескавшемуся суглинку. Видимо люди живут не здесь, а в песках, потому что весной почвы насыщаются жидкостью и окрестности превращаются в непроходимую трясину. Местность сохранила огромное количество следов застрявших автомобилей...

День четвертый. 6 октября 2006 г. Пройдено 50,1 км. Средняя скорость 8,6 км/ч. Максимальная скорость 14,8 км/ч. Чистое время в движении 05:49 Старт от бугра Шот – 09:40 Финиш в урочище Екзек – 18:30

Следующие сутки нам не довелось встретить ни одного источника воды. Зато четвертый день запомнился огромным количеством фауны. Мы встретили пять или семь щитомордников гревшихся на дороге. Один даже пытался атаковать велосипед Саши Стрелецкого. Несколько стрелок и одну большую непонятную змею с повадками кобры, но без капюшона. Перед велосипедами то и дело бегали здоровенные дикие коты и худосочные суслики. В довершение мы узнали, что не нанесенная ни на одну карту, одинокая колея, по которой мы двигались, есть трасса областного значения. Об этом рассказали водители грузовиков нагнавших нас в пути. Мужики авторитетно убеждали, что никакой другой дороги вдоль западного берега моря нет, и ни кто не вспомнил, что бы когда-то такая была. Чуть позже мы встретили проржавевший гнутый лист металла с едва различимой стрелкой и надписью “Куланды”. То был лучший дорожный указатель на этом отрезке маршрута. Остальные представляли собой палку с привязанной к ней пластиковой бутылкой. А карта все это время обещала нам широкую отсыпанную грунтом магистраль. К вечеру мы выбрались на широкий такыр занесенный мелким морским песком. Барханы изобиловали различной формы и цвета ракушками. Поднятый ветром песок в лучах заката блестел, словно искрился, и царапал лицо. Миновав пески на ночь остановились в урочище Екзек у стертых временем стен давно заброшенной зимовки.

День пятый. 7 октября 2006 г. Пройдено 52 км. Средняя скорость 9,9 км/ч. Максимальная скорость 27,3 км/ч. Чистое время в движении 05:12 Старт в урочище Екзек – 09:10 Финиш у колодца Аккудук – 18:50

В пятый день нам фартило. Сначала мы встретили обитаемую зимовку. Хотя скважина тут давно усохла, гостеприимные хозяева дали нам воды из своих запасов. Затем угостили вкуснейшим в моей жизни шубатом. После этого в спину задул ветер. Ехать стало так легко и приятно, что на одной из кочек Володя Степанов погнул ось заднего колеса. Попытка выгнуть ее обернулась окончательной поломкой. К счастью, запасная ось в ремнаборе оказалась нужного размера. Заменив ее, мы благополучно добрались до аула Акбасты. На въезде бортовой компьютер показывал 15:20. Наши ожидания вновь оказались ошибочны. В отдаленном селении бурлит жизнь. Действует почта и переговорный пункт. Население встретило нас очень приветливо и гостеприимно. Мы под завязку набрали воды (она здесь привозная). В ауле нет магазина и нас просто угостили пачкой чая и двумя караваями домашнего хлеба. Потом шустрый парень Саясат проводил нас к местным коммерсантам. В продаже было пиво, печенье в ассортименте, лимонад и сахар. Нам требовался последний. А после показал местную баню, - радоновый, горячий источник, где мы помылись впервые за много дней. Казалось бы, простая процедура, доставила нам массу удовольствия. Местные подробно рассказали, какая дорога ждет нас на Кокаральском полуострове. Объяснили, где есть питьевая вода. Разговор вообще вышел очень приятным и содержательным. На прощание Саясат с товарищем проводили нас до границы аула и показали прямиковую дорогу.

День шестой. 8 октября 2006 г. Пройдено 58.4 км. Средняя скорость 11,4 км/ч. Максимальная скорость 31,3 км/ч. Чистое время в движении 05:06 Старт у колодца Аккудук – 09:30 Финиш на Кокаральской дамбе – 18:00

Кокаральский полуостров полностью оправдывает свое название. На всем нашем пути это был, пожалуй, самый зеленый участок. Степь здесь весьма плодородна. Однако, за весь день мы встретили только одну зимовку. Хозяева – молодая семья, говорящая только на казахском. В общем, диалог был не долгий. Набрали воды (колодца нет, вода привозная), поехали дальше. Ближе к вечеру проезжали мимо высочайшей точки полуострова, сопки Даут (161 метр н.у.м.). На ночевку остановились прямо на теле Кокаральской дамбы. Море здесь глубже и перед ужином мы немного искупались. На мотоцикле подъехали мужики из ближайшего села на восточном побережье. Расспросили, кто мы и откуда, рассказали, что рыба есть и жизнь налаживается.

День седьмой. 9 октября 2006 г. Пройдено 60 км. Средняя скорость 12,6 км/ч. Максимальная скорость 32,4 км/ч. Чистое время в движении 04:45 Старт на Кокаральской дамбе – 10:00 Финиш на озере Тущибас– 18:40

Только выехали и вот оно, - сердце Кокаральской дамбы, - шлюзы. Масштаб сооружения разочаровал. Я ожидал большего. На боках бетонных волнорезов остались следы от максимального уровня воды. Он выше нынешнего на метр - полтора. Что бы город Аральск вновь стоял на берегу моря, дамбы должны быть выше на 20-25 метров. Только здесь, глядя на вспененную шлюзами воду, я вдруг четко осознал: Малый Арал не море и вряд ли уже когда-нибудь им станет. От дамбы по восточному побережью тянется свежий грейдер, местами, напоминающий стиральную доску. Замучавшись, мы свернули на проселок и скоро выехали на берег Сырдарьи. Река в устье не шире Или, но скованна высокими обрывистыми берегами. Близ села Карашалан действует старый понтонный мост. В ближайшем будущем его эпоха закончится. На Сырдарье сейчас строят ГЭС, по ней берега реки соединятся настоящим автомобильным мостом. В начале шестого мы въехали в крупный поселок Бугунь. Люди здесь совсем не те, что по ту сторону моря. Автобусное сообщение с Аральском, близость больших строек и менее суровая среда обитания сблизили местный менталитет с городским. Домашний хлеб тут продают, незнакомцев встречают оценивающими взглядами. Мы отоварились парой буханок, пополнили запас воды и еще минут тридцать практиковали казахский, болтая с сельчанами в ожидании пока Стрелецкий поменяет на своем велосипеде две проколотые камеры. Этот день вообще оказался рекордным на дырявые колеса. Кроме Сани камеры по разу поменяли оба Вовки. Перед заходом солнца, когда мы уже разбили лагерь на берегу симпатичного озера Тущибас, словно кто-то щелкнул включателем. Задул холодный и стремительный северный ветер. Уже через пятнадцать минут рюкзаки и велосипеды были погребены песчаными кучками. Песок появился везде: в палатках, в одежде, в спальниках. Особенно огорчало его присутствие в супе и салате.

День восьмой. 10 октября 2006 г. Пройдено 49 км. Средняя скорость 8,5 км/ч. Максимальная скорость 20,3 км/ч. Чистое время в движении 05:45 Старт на озере Тущибас – 11:00 Финиш не доезжая сопки Сарышокы– 18:50

За ночь температура резко упала. Утром началась настоящая, поздняя осень. Ветер не ослабевал. Но что хуже он был не только холодный, он был для нас встречный. Весь день ветер дул в лицо. Приходилось вкладываться втрое больше усилий, что бы получить обычную скорость движения. Даже сносный грейдер не спасал. Доковыляв, к обеду, до села Аманоткель, мы купили хлеба и попрощались с грейдером, свернув на полевую дорогу, ведущую нас на север. За день мы преодолели всего 49 километров, несмотря на то, что в пути были спуски и грунтовое покрытие. Вся команда единодушно присвоила этому дню статус самого тяжелого за экспедицию...

День девятый. 11 октября 2006 г. Пройдено 56,4 км. Средняя скорость 10,6 км/ч. Максимальная скорость 28,9 км/ч. Чистое время в движении 05:16 Старт близ сопки Сарышокы – 10:00 Финиш за аулом Сапак – 18:00

Толи мы привыкли, толи встречный ветер ослабел, но на утро девятого дня он уже не казался таким изнуряющим. Хотя по-прежнему было холодно, тяжело и с утра на маршруте пришлось сильно напрягаться, толкая велосипед по пескам, я все же смотрел вперед с некоторым оптимизмом. Около полудня мы повстречали среди степи новенький “Паджеро” с алматинскими номерами. Водитель смотрел на нас такими же большими округлёнными, немигающими глазами, какими мы на него. Дядька оказался геологом. Рассказал: из холма Сарышокы, по которому мы ориентировались, добывают кварцевый песок. Песка в округе, кстати, не так уж и много. Довольно скоро мы выбрались на гигантский, блестящий под солнцем такыр. Потом, набрав высоту, ехали по еще одному такому же. Там Володя Степанов обнаружил, что единственная линейка, наш верный навигатор, сломалась. Погоревав, набрали высоту еще раз, и немного погодя, оказались у железнодорожного переезда. Пока мы, прячась от ветра за электрощитами, обедали, машинисты проезжающих составов “стукнули” на ближайшую станцию Чумыш. К завершению трапезы мы имели беседу со смотрителем железной дороги. Несмотря на пролетарскую специальность, мужик оказался весьма интеллигентный. На прощание показал кратчайшую колею к асфальту. В 15:30 мы до него добрались. Под вечер мы добрались до уже знакомой трассы международного значения М-32. Проехав немного по асфальту, заночевали близ аула Сапак.

День десятый. 12 октября 2006 г. Пройдено 26,7 км. Средняя скорость 12,6 км/ч. Максимальная скорость 24,2 км/ч. Чистое время в движении 02:02 Старт близ аула Сапак – 09:45 Финиш в городе аральск – 12:00

Утром последнего дня от города нас отделяло менее тридцати километров асфальта. Даже несмотря на сильный ветер, мы без всяких приключений проехали этот отрезок за два часа и пятнадцать минут. На окраине Аральска нас опять встретили занесенные песком улицы. Люди принимали нас за иностранцев. А сами мы купили две бутылки шампанского и добравшись до знакомых ворот, за которыми хранился автомобиль, хлопнули пробками и выпили прямо из горла: за возвращение! Вино казалось сказочно вкусным, а лица друзей по настоящему счастливыми.

Итоги. Выводы.

Экспедицию “Возрожденный Арал” мы задумали в надежде расширить познания казахстанцев об Аральском регионе. Уже в первые дни пути стало очевидно, как мало известно о крае, в который мы забрались. Большая часть собранных предварительно сведений не имела ничего общего с реальностью. Объехать вокруг Малого Арала у нас получилось за десять суток. Пройдено 501,5 км. Экстремально критических ситуаций на мой взгляд, руководителя экспедиции, не было. Все трудности оказались преодолимы. Маршрут оптимально проходить в сентябре – октябре. Первоначально экспедиция планировалась на весну, однако после консультаций о районе мы поняли, велосипедное движение может быть затруднено. Уже во время прохождения маршрута, из разговоров с местными жителями, стало известно, что на отдельных отрезках авто сообщение весной практически не возможно. В этот период выпадает наибольшее количество осадков (в виде кратковременных дождей). Такыры и суглинки на огромных площадях превращаются в непроходимые топи. В летние месяцы средняя дневная температура +26 градусов по Цельсию. Это значит, на самом деле температура колеблется от +20 до + 40. Сухо, жарко и малооблачно. Под палящим солнцем очень жарко, а количество источников воды на маршруте ограниченно. Всю воду на себе не увезешь. В период прохождения маршрута командой A13 погода нам благоприятствовала. Лишь последние три дня были по-осеннему холодными с сильным встречным ветром. При таком ветре движение значительно затруднено. И если бы ветер дул нам в лицо все дни, - прохождение могло бы выйти из графика. Для прохождения маршрута необходимы надежные велосипеды, способные выдержать плохие дороги и их отсутствие. Горные велосипеды (МТВ) предпочтительны. Очень важно качество втулок, осей (у нас ломалась), ободов (желательно двойные, хотя бы на заднее колесо) и спиц (нержавейка, сталь 2 мм). Важно обратить внимание на конструкцию багажника (в день отъезда нам пришлось покупать багажник для замены). Вело багажник должен выдерживать нагрузку не менее 30 кг. Тормоза должны обеспечивать хорошее торможение груженого байка на спуске. Передние амортизаторы желательны, без них скорость передвижения будет ниже. Для перевозки груза необходим, вело рюкзак типа «штаны» на багажник. Лучше если у него будет система для переноски на спине.

Из имевшихся в нашей группе рюкзаков хорошо себя показали «Мираж-80» фирмы «Снаряжение». Рюкзак «Байк лайн-60» фирмы «БАСК» хорош материалом, но неудобен сложной системой крепежа. Юля никак не могла с ней справится. В итоге мы вообще перестали ей пользоваться привязывая рюкзак к седлу на манер «Снаряжения». Так же «Байк лайн-60» очень не просто упаковывать. Владельцы рюкзаков «Мерида» не высказывали по их поводу никаких претензий. Однако крепили их жестко и в пути вообще не снимали. Система крепления устроена на дне верхней части. Это выглядит не практично, особенно, когда проколоты два колеса и надо поставить велик на руль. Так же они мало объемны, поэтому парни везли по два рюкзака (на переднем и заднем колесах). И к завершению экспедиции рюкзаки имели дырки по швам. В противовес всему цена, по которой они приобретались. Бросовая. Из снаряжения очень важна палатка. У нас, их было две, ангар и полусфера, обе «Редфокс». Когда задул северный ветер, стойки складывались на землю, но не сломались. Однако, когда ветер поднял песок, ангар имеющий на внутреннем слое проставки из сетки наполнился пылью, а в просторном тамбуре к утру образовался бархан. На протяжении почти всего маршрута нет дров в достаточном для приготовления пищи количестве. Мы использовали недорогую газовую горелку на баллонах с бутаном. Одного баллона хватает на четыре привала.

Местное население в Аральском регионе относится к путникам доброжелательно, отношение тем лучше, чем более отдалена от цивилизации местность. В аулах и даже в Аральске местные, особенно дети, почти всегда принимали нас за иностранцев и приветствовали: Hello! Выбор продуктов в сельских магазинах, если они есть, невелик. Закупки лучше делать заранее. Тушенки взяли поменьше, сала побольше (см. карту продуктов). В целом маршрут очень насыщен и интересен. В Алматы мы вернулись уставшие, но счастливые.

Поломки велосипедов.Техника показала себя на маршруте очень успешно. Из серьезных поломок была только сломанная ось заднего колеса на велосипеде "Мерида" Володи Степанова. Но у нас была запасная. В остальном только проколы камер. В общей сложности их случилось семь или восемь. У Степанова же на третий день появился люфт в задней втулке. Видимо, контргайка была не затянута. После затяжки проблем больше не возникало.

Контакты группы: Габченко А.В. +7 7017221973, gb-kz@mail.ru Степанов В.А. +7 333 2382236 Адрес в сети интернет: www.a13.kz

http://velopiter.spb.ru/rep/aral/
Ещё раз огромное спасибо вам за то что вы есть и помните свой город и сосредоточили в одном месте столько полезной информации о нём :)
Александр, г.Самара

Добавлено: Чт июн 12, 2008 10:18 pm
Александр Геринг
Тритон писал(а):Приветсвую Михаил, Так же огромное спасибо всем за помощь. Нескольо дней шерстил интерент и читал отзывы тех кто был или собирался туда и выяснил что до Актюбинска доехать вообще не проблема а вот дальше начинается настоящее кэмел-трофи почти до самого Аральска. Особено если вдруг пройдёт столь нехарактерный для этого времени суток дождь. Увы, поскольку идея была спонтанная ничего кроме свеого единственого Опеля с низкой посадкой найти не удалось поэтому как ни позорно звучит но придётся сдаться и пока ограничестся поездкой до Атырау. Эх.. был бы хотя бы ВАЗовский атвомобиль не жалко было бы убить или второй экипаж способный вытянуть застрявшее или сломаное авто..

Я сам хоть не с Аральска а коренной поволженец но почитав ваш форум да и вообще за все эти дни очень сильно изучив тему Арала стал наравне с вами сопереживтаь за его судьбу. До этого казалось что да, етсь проблема, но она далеко и как то абстрактна как например, амурские тигры а глянув на то что было с морем и то что осталось сейачас становится грустно и обидно. Обидно и за вас некогда живших в таком красивом месте и само море тающее буквально на глазах.

Сейчас этой темой серьёздно заинтересовались с друзьями и если удастся то чуть позже попробуем собрать команду из нескольких машин и доехать таки до туда.

Александр, г.Самара
Привет, земляк и тезка!
До Иргиза, раньше была неплохая дорога, а дальше, только направления :-) Там, кстати, очень хорошо проходят иммено отечественные или совковые авто (Запорожец, ВАЗ2105/07, и.т.п.). Последние 2-3 года, много любителей приключений и авантюристов едут в приаралье в поиске сокровищ Абдулхаир-Хана, который после победного сражения с калмыками с юго-востока переслал в приаралье все ценное. Не знаю на сколько эта информация была достоверной, но моя Родина стала популярней :-) Старики еще раньше говорили, что сражение колчаковцев близь Аральска не было случайным. Вроде и власти там, этот момент контролируют. Правда ли это? Может ли кто с моей родины что либо об этом сказать?
А для меня самая большая ценность это восходы, закты и ветер со стороны моря...

Добавлено: Пн июн 16, 2008 11:27 am
Тритон
Увы про сокровища ничгео не слышали да и главное сокровище сама страна. Толькто что вернулись с Атырау. Очень понраивлась и старна и и сами люди. Многиме говорят что за последние 4 года Казахстан сильно иземнился в лучую сторону. Дорога до Атырау и Актюбинска просто песня. В России таких автобанов редко встретишь. Вот сейчас подумываем взять 8-ку и доехат таки до Аральска. А так по степи даже на моём низком Опельке ездили. Главное чтоб дождей и рытвин небыло.

Добавлено: Пн июн 16, 2008 4:58 pm
mira mamytova
Здравствуйте Саша! Рада знать, что моя земля притягивает к себе новых людей и щедро делится силой и красотой своего духа! Радует, что она с каждым годом становится лучше и красивее! Я родилась в Аральске, а с 1987 года вся моя родня живет в Актюбинске. После Ваших слов ощущение такое, как будто и я там побывала, сама Вам и Вашим друзьям показывала дорогу, достойные места и теперь вся "гордостью полна"! Обязательно держите в курсе подготовки похода в Аральск, было бы классно, если бы можно было организовать автоколонну по типу "Дакара" и назвать "Вперед в прошлое!" Ну, это я уже перебарщиваю! Крепко жму руку! Мира.

Добавлено: Вт июн 17, 2008 9:27 pm
СергейКа
Тритон писал(а):Несколько интересных ссылок тем кто возможно соберётся тоже.
http://info.drom.ru/adventures/travel/10262/ :?

Встречи и разговоры

Добавлено: Ср июн 18, 2008 9:34 am
Латышев Леонид
Да, Сергей, спасибо за подкинутую статейку, читаешь и приходишь к мысли до чего человек -жадное животное, всё ему мало и мало. Не зря народ с России переезжает границу и оставляет машину в Уральске на стоянке и садится на паровозик и едет уже в глубь Казахстана, иначе гаишники задолбают....Всем рахмет.

Добавлено: Ср июн 18, 2008 1:08 pm
Михаил Чулков
Латышев Леонид писал(а):Сергей, спасибо за подкинутую статейку, читаешь и приходишь к мысли до чего человек
Леня привет!!!Прочитал Сережину ссылку и выпал в осадок,до чего все мерзко,но видимо так будет и далее.Что говорить,все уже переговоренно,все равно ничего уже непоменяешь,кто стремился к этому бардаку,к жизни с условностями.Для видимости надели мундиры с пагонами,а кому недосталось просто без мундиров,делают совместное дело.Под личиной закона,страна огромная,порядок наводить долго столетиями прийдеться.Вот и пожируют "люди"некоторые,пока порядок наведут.Ладно Сергей статья полезная,но дело не о статье,как Сам,где пропадал,вообще пиши чаще,а то пропал совсем.Леня тоже редко выходишь в эфир,а мог-бы почаще приятно читать Твои сообщения.Ваш Аральский Миша Чулков.

Добавлено: Ср июн 18, 2008 1:36 pm
Серик Б.
Леонид, приветствую Вас!
Скажите пожалуйста, правда, что на Украине службу дорожной полиции объединии с патрульно-постовой. Если это так, то хотел бы об этом ( нынешнем положении) получше узнать, в смысле как они работают? Может на каком сайте есть принципы работы их. Ведь по советским меркам это разные службы ( кстати мы до сих пор так и работаем).

Серый, с утра сижу - не могу загрузить видики тебе (объем более 30 МБ), что делать не знаю. не цепляет.
Про статью и комментарии - мне интересно было почитать. В первый раз вижу статью с такими подробными отзывами - водители дружный народ. А вообще - это вся система такая, дело не в ГАИ (МАИ). Везде так, просто мы себя "начинаем ощущать", когда "нас касаются" - больницы, полиция, очереди различных государственных учреждениях, волокита с документами, судебные тяжбы, домохозяйства, телефония, водопроводы, потопы соседей да и многое другое, что там говорить.
По-моему, хорошо только в джунглях у аборигенов, краткий толковый словарь на местном далекте, разные табу и все, остальное война между племенами.

А дома все-таки лучше! все-равно тянет туда - к мелкому прибою, чайкам, сейнерам на горизонте, К МОРЮ ЦВЕТА БИРЮЗЫ.

Встречи и разговоры

Добавлено: Ср июн 18, 2008 3:51 pm
Латышев Леонид
Серик салам! Да, когда Ющь к власти пришёл, он так и сделал, ГАИ как таковую службу, он ликвидировал в один день, и все функции возложил на дорожно-постовую службу. В связи с этим, у нас одно время гаишников вобще не было на дорогах, а если они попадались, то на них никто внимания не обращал, т.к. они были вне закона. Народ начал ездить как хотел, от вседозволенности..., затем их вернули, но уже с немеренными правами и посты ГАИ тоже, а раньше их пролетали, даже скорость не скидывали. ГАИ пол года было без заработков, затем им вернули их права и драконовские штрафы, начался перекос в другую сторону, а дорожная ситуация в лучшую сторону так и не улучшилась. На сегодняшний день опять хотят ликвидировать посты ГАИ. Это как в том фильме:-"Белые пришли грабят, красные пришли грабят...." Хорошо там, где нас нет, как говорится. Так что не переживай и работай спокойно, у нас бардака не меньше....Всем летнего настроения. Лике.

Добавлено: Ср июн 18, 2008 4:24 pm
Серик Б.
м-да, разочаровали Вы меня, Леонид. А я тут своему руководству все уши прожужжал: вот на Украине объединили, нам тоже надо так ...
Ну хоть информацией новой владеть буду и за это спасибо, а то кроме футбола ничего не смотрю по телику.
спасибо еще раз, не пропадайте надолго!

Добавлено: Чт июн 19, 2008 4:53 am
СергейКа
Латышев Леонид писал(а):читаешь и приходишь к мысли до чего человек -жадное животное, всё ему мало и мало.
Михаил Чулков писал(а):Вот и пожируют "люди"некоторые,пока порядок наведут.
Лёня,Миша,есть среди гайцев и честные сотрудники,вот например в городе Иваново. :D

Изображение