Страница 1 из 2

Состояние местности на 1982 год. (секретно)

Добавлено: Сб дек 10, 2005 10:21 pm
Шиян Алексей
СССР. Казахская ССР. Актюбинская, Кзыл-Ординская обл. http://mapl41.narod.ru/map2/index08.html
L-41-VIII. Аральск

СПРАВКА О МЕСТНОСТИ

Населенные пункты. Город Аральск — 33,1 тыс. жителей, районный центр Кзыл-Ординской области Казахской ССР, железнодорожная станция (Аральское Море). Планировка улиц прямоугольная с квартальной застройкой; дома преимущественно одноэтажные, глинобитные, в центре—двухэтажные, каменные. Главные магистральные улицы покрыты асфальтом, остальные покрыты гравием. В городе мало зелени. Промышленность местного значения — скотоубойный пункт, промышленный комбинат, асфальтовый завод и другие мелкие предприятия, имеется телефоно-телеграфная станция. На территории есть поселки городского типа: Саксаульский — 9,5 тыс.жителей, Аралсульфат — 5.0 тыс.жителей, села: Шижага — 2,0 тыс. жителей, остальные от 0,02 до 0,36 тыс. жителей. Поселки имеют квартальную застройку, большинство улиц прямые, гравийные, шириной 20-50 м. Дома в основном одноэтажные, глинобитные. Около поселка Аралсульфат производится добыча поваренной соли и сульфата натрия. Озеленение слабое. Средством связи является телефон. С северо-запада территории проходит водопровод вдоль железной дороги на Аральск и ст. Саксаульская. Водопровод состоит из двух параллельных труб диаметром 30 см, обеспечивает водой население пристанционных поселков. Населенные пункты при разъездах: Тасбогет — 0,20 тыс. жителей, Алтыкудук — 0,09 тыс. жителей, Конту — 0,07 тыс. жителей, Кумсагыз — 0,19 тыс. жителей, Тербенбес — 0,06 тыс. жителей. Курлук — 0,08 тыс. жителей, Сарыулек — 0.15 тыс. жителей и Гос. заповедник коневодства — 0,05 тыс. жителей имеют бессистемную застройку. Водоснабжение населенных пунктов из водопровода и колодцев. Средствами связи является телефон, все населенные пункты электрифицированы.

Дорожная сеть. Железная дорога Арысь I — Аральск однопутная, Аральск — Кандагач двухпутная; ширококолейная. Тяга тепловозная. Мосты, в основном, железобетонные с каменными устоями, длиной от 6 до 8 м. От станции Аральское Море отходит одноколейная железнодорожная ветка протяженностью 32 км, обслуживающая разработки поваренной соли и сульфата натрия в районе поселка Аралсульфат. С севера на юг территорию пересекает магистральная автомобильная дорога М-32 — Иргиз — Аральск — Новоказалинск. Усовершенствованное шоссе Новоказалинск-Аральск имеет асфальтовое покрытие, ширина 7м, толщина покрытия 8 см, ширина дороги 12 м. От Аральска до Карабутака усовершенствованное шоссе, переходит в улучшенную грунтовую дорогу шириной 12 м. Грунтовые и полевые дороги, являющиеся на территории основными путями сообщения. допускают движение автотранспорта в сухое время со скоростью 20-40 км/ч. В период дождей и снеготаяния дороги, проходящие по глинистым грунтам, сильно размокают и становятся труднопроходимыми. Летом движение автотранспорта затруднительно на участках дорог, проходящих по пескам.

Рельеф и грунты. Местность представляет собой слабо холмистую равнину, склоны холмов имеют крутизну 20°. местами изрезаны оврагами и промоинами. Наибольшие абсолютные высоты 249 м на севере территории, наименьшие 45 м на берегу залива Большой Сарышыганак. Общий уклон местности — к Аральскому морю. Восточная часть территории занята бугристыми, бугристо- ячеистыми и ячеисто-грядовым и песками, закрепленными полукустарниковой растительностью. Высота песчаных бугров и гряд 5-25 м, глубина ячей — 3-8 м. На равнинных участках пониженные места заняты такырами. Движение автотранспорта вне дорог на всей территории, за исключением песков, возможно в сухую погоду со скоростью 10-15 км/ч. По пескам, наоборот, условия проходимости улучшаются во время дождей и снеготаяния, и становится возможным движение автомобилей. Грунты (см. схему) преимущественно суглинистые, песчаные, супесчаные. Грунтовые воды, большей частью пресные, залегают на глубине 2-8 м.

Гидрография. На территории отсутствуют реки с постоянным водотоком. Вода бывает в пересыхающих реках, промоинах в период таяния снега и весенних дождей. На юге территории находится залив Аральского моря — Большой Сарышыгынак. Соленость воды 7-9%о. Уровень воды в Аральском море по сравнению с 1963 г. упал на 6 м. Преобладающая глубина 2-3 м. Берега пологие, песчаные и засоленные. Волнение в заливе преобладает силой не более 2-х баллов (высота волны менее 1,0 м) с крутой и короткой волной. Сильное волнение (4-5 баллов) бывает редко, главным образом, осенью и весной при северо-восточных и юго-западных ветрах. Температура воды зимой 1°, летом 20-25°С. В начале декабря залив замерзает. В середине апреля море очищается от льда. Грунт дна песчаный. В восточной части территории находится соленое пересыхающее озеро Жаксы-Кылыш. Грунт у берега вязкий, на середине плотный. Толщина пласта соли 1-2 м. Производится производственная добыча поваренной соли и сульфата. На озере имеются острова, поросшие травой, некоторые из них песчаные.

Растительность. Растительность пустынная и полупустынная, представлена травами (ковыль, полынь, биюргун) и полукустарниками (тамариск, джузгун). Повсеместно распространен жантак (верблюжья колючка), в северной части территории растет саксаул, высотой 2-3 м.

Климатические условия. Климат резко континентальный с большими колебаниями сезонных и суточных температур воздуха, малым количеством осадков и засушливым летом. Зима (середина ноября-март) характеризуется холодной облачной погодой, частыми туманами. Обычные дневные температуры воздуха —6,—8°С, ночные —10,— 15°С, в период с середины декабря по март бывают морозы —20,—23°С (минимальная —37°С). Положительные дневные температуры (5-8°С) могут быть в любой месяц зимы. За зиму бывает 12-14 дней с метелями, от 2 до 8 дней—с туманами. Осадки выпадают преимущественно в виде снега. Снежный покров образуется во второй половине декабря и держится до конца марта, толщина снега от 6 до 23 см. Относительная влажность воздуха 83%. Весна (апрель-май) отличается переменной погодой, в мае уменьшается облачность, сокращается число дней с осадками. Дневная температура воздуха в начале весны 6-16°С, в конце 20-23°С, а в ночное время температура соответственно —3,—6°С и +5-10°С. Весной выпадает наибольшее количество осадков в виде кратковременных дождей, иногда—со снегом. Относительная влажность в марте 80%, а в апреле-мае 46%. Среднее число ясных дней 15-20 в месяц, с туманами 2-3 дня в месяц. Лето (июнь-первая половина сентября) характеризуется устойчивой сухой, жаркой и малооблачной погодой. Дни, как правило, жаркие, с температурой воздуха 25-30°С (максимальная 40°С). В ночное вр.емя температура снижается до 12-20°С. Осадков выпадает мало, за сезон три дня с осадками. Среднее число ясных дней 25 в месяц. Относительная влажность воздуха 32%. Осень (вторая половина сентября-середина ноября) в первой половине ясная, теплая. Температура воздуха днем 12-18°С, ночью 8-12°С. Вторая половина осени прохладная, устойчивость погоды нарушается, увеличивается облачность. Днем температура воздуха до 8°С, ночью от +5°С до —5°С. Осадки (5 дней в месяц) выпадают в виде моросящих дождей, иногда со снегом. В октябре начинаются ночные заморозки. Относительная влажность воздуха 60-80%. Ветры в течение всего года преимущественно северовосточные, северные и северо-западные. Их преобладающая скорость 4-5 м/с. Сильные ветры (15-20 -м/с) бывают осенью и в зимне-весенний период.
Схема грунтов
Схема грунтов
l41-08sh.jpg (16.91 КБ) 540 просмотров
Карта квадрата L-41-VIII Аральск
Карта квадрата L-41-VIII Аральск
А где был наш городок?

Добавлено: Сб дек 10, 2005 10:28 pm
Андрей Новиков
На юге города видно 2 лужи. Городок был ниже и правее их, мост между лужами был уже в городке. Рядом с КПП.

Добавлено: Сб дек 10, 2005 10:39 pm
Асташенков Андрей
Вот он - обведен красным.
Городок
Городок
Городок-l41-08.jpg (71.49 КБ) 540 просмотров

Добавлено: Вс дек 11, 2005 9:40 pm
Corvus
Стоп-стоп! Нет ли ошибки?

Я считал, что Аральск-5 находится севернее аэродрома (см. косм. снимок и карту). Когда едешь на поезде из России, сначала проезжаешь заброшенный городок (если это Аральск-5, тогда что?) из пары десятков 2- и 5-этажных домов, потом мусульманское кладбище (оно тоже видно на карте), потом разрушенный аэродром, потом уже, после куска голой степи, начинается "цивильный" Аральск.

Добавлено: Вс дек 11, 2005 9:41 pm
Corvus
aralsk1.gif
aralsk1.gif (67.95 КБ) 540 просмотров
aralsk2.gif
aralsk2.gif (81.46 КБ) 540 просмотров

Асфальтовая дорога, соответственно, идёт параллельно ж/д от городка мимо кладбища, вдоль аэродрома и далее к цивильному городу (она тоже видна на карте, обозначена тонкой чёрной линией).

Добавлено: Вс дек 11, 2005 9:42 pm
Corvus
Снимок взят отсюда:


http://terraserver.com/imagery/image_gx ... der_id=340

Добавлено: Вс дек 11, 2005 10:21 pm
Асташенков Андрей
Corvus писал(а):Стоп-стоп! Нет ли ошибки?

Я считал, что Аральск-5 находится севернее аэродрома (см. косм. снимок и карту). Когда едешь на поезде из России, сначала проезжаешь заброшенный городок (если это Аральск-5, тогда что?) из пары десятков 2- и 5-этажных домов, потом мусульманское кладбище (оно тоже видно на карте), потом разрушенный аэродром, потом уже, после куска голой степи, начинается "цивильный" Аральск.
На севере были Чайка и Агама.

У нас есть более качественные фотографии - тут

Добавлено: Вс дек 11, 2005 10:26 pm
Асташенков Андрей
Всем, кто интересуется картами рекомендую программу GoogleEarth (11.27Mb) Она предстявляет собой виртуальный глобус, основанный на спутниковой и аэрофотосъемке.
Особое удовольствие получат жители Москвы и Питера.

Добавлено: Пн дек 12, 2005 4:43 am
Гость
На севере были Чайка и Агама.
А можно подробнее? Что это, городок, в котором жили авиаторы?

Я думал, что они жили вместе с моряками в Аральске-5.

Добавлено: Пн дек 12, 2005 11:10 am
Асташенков Андрей
Это были небольшие городки - настолько небольшие, что там не было школ и детей привозили на автобусах в Аральск.
Кто там служил - не знаю, но летчики были точно. Кстати, в Аральске тоже было много летчиков.
Надо, чтобы нас просветили бывшие чайковцы и агамовцы ...

Добавлено: Пн дек 12, 2005 11:35 am
Константин Асташенков
Там, вроде, ракетчики жили. ПВО или что-то вроде. Может службы поиска космонавтов. Из школы нас возили на Берёзку, там нам показывали ЭВМ, учили набивать перфокарты. Потом подарили картинки напечатаные набором цифр и букв. У меня дома висела картинка с надписью FIAT.

Добавлено: Пн дек 12, 2005 12:36 pm
Андрей Новиков
Даю справку. На Севере было два городка. Чайка и Березка. Один занимался противоздушной обороной города и байконура. Второй Поисково-Спасательный Отряд космонавтов. От них и знали когда будут запуски. И залазили на крыши смотреть запуски ракет. Наш аэродром кстати примыкал в плотную к ПСО аэродрому. У них общая колючка была. Аэродромов было два. Это я точно помню, сам видел. Наши летуны базировались с гражданскими помоему, уточню у отца. Он там 13 лет прослужил.

Уточнил насчет аэродромов, оказывается было: 1 аэродром на нем 2 взлетки. Но авиапарк стоял у всех отдельно. Там стояли: гражданские, наши и ПСО. Приношу извинения за не точности с моей стороны

Добавлено: Пн дек 12, 2005 1:54 pm
Асташенков Андрей
А Агама ?

Добавлено: Пн дек 12, 2005 2:01 pm
Андрей Новиков
Про Агаму первый раз слышу.

Добавлено: Вт дек 13, 2005 5:00 pm
Гость
Наш аэродром кстати примыкал в плотную к ПСО аэродрому. У них общая колючка была.

А как эту фразу понять? Два аэродрома были что ли???

На косм. снимке один.
Бетонную полосу использовали военные, была ещё грунтовка для гражданских Ан-2, поближе к ж/д линии.