Sergey V. Kolosov » Вс июл 20, 2008 6:05 pm
Эта находка нагрудного знака русского православия в исконно мусульманских краях была для нас столь неожиданна, что мы задались целью узнать побольше о его владельце, об истории появления на берегах Арала православных. Начались поиски.
Местный краевед Людмила Владимировна Сапожникова, к которой мы обратились за консультацией, сразу решительно и категорично заявила, что в этой части Аральского побережья поселения православных неизвестны, и наша находка – открытие. Отправили фото креста в Ленинград, в Музей истории религии и атеизма, что в Казанском соборе, но ответа не получили…
Кто же были эти люди? Беглые каторжане или переселенцы, за лучшей долей или в поисках Беловодья забрели они на берега Арала? Куда ушли затем? Где их могилы? Много, много вопросов…
В конце прошлого века за стойкость в расколе веры уральские казаки с реки Яика были переселены на Аму и Сырдарью, где расселялись под надзор властей в селениях казахов. Крупные их поселения были в поселках Казалинск и Кармакчи. Как выяснилось, переселение православных в эти места шло тремя «волнами».
Известный оренбургский шевченковед Леонид Наумович Большаков отмечал, что во время службы на Арале ссыльного поэта рядового Т.Г. Шевченко, последний встречался с русскими староверами и люди, с которыми его сводила судьба, прибыли сюда вместе с ним или на год раньше. Он даже указывает их имена – Черторогов и Марков. (Обратите внимание на последнюю фамилию – она нам еще встретится). Знаком был Тарас Григорьевич и с другими русскими поселенцами 1847-1849 годов. Переселялись сюда целыми семьями, о многих известно и по-фамильно, и из каких оренбургских станиц они выезжали. Селение на Жаланаше могло принадлежать некоторым из этих, а не более ранних семей, переселившихся сюда (личное сообщение Л. Н. Большакова).
Итак, это была первая «волна» русских переселенцев в Приаралье. Фактически – это целенаправленная колонизация края, началом которой следует считать время первых экспедиций по Аралу капитана флота Алексея Ивановича Бутакова, создание на реке Сырдарье Казалинского и Раимского укреплений. За его обозами пошли через Каракумские пески вереницы простого люда в неведомые чужие края, за лучшей долей. Не все они шли добровольно, порою их принуждали. По этому поводу можно привести любопытный документ из экспозиций областного краеведческого музея города Кзыл-Орды ( бывший Перовск, , а ранее Ак-Мечеть). Это страница из журнала «Всемирная панорама» №18. Имя автора и год выпуска журнала нами не установлен, но, тем не менее стоит привести некоторые выдержки из статьи «Ссыльные уральские казаки в Туркестане»: «Со времени усмирения пугачевского бунта более ста лет на Урале, прежнем Яике, было тихо… Но в 1874 году здесь опять начались волнения, в результате которых несколько тысяч уральских казаков были сосланы в Туркестан, в низовья Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, в негостеприимные приуральские степи.
…Вот уже 35 лет прошло с тех пор, как уральцы появились на берегах Сыр-Дарьи, а они все еще не могут примириться со своей участью… Нужно заметить, что, собственно говоря, ссылка явилась для уральцев не наказанием, а, если хотите, даже наградой, очень выгодной операцией.… Наши же ссыльные от военной службы избавлены, решительно никаких налогов и податей не платят и до недавнего времени совершенно бесплатно пользовались правом рыболовства. Немудрено, что многие из них, придя сюда нищими, быстро разбогатели здесь. Большинство из здешних уральцев состоятельны и достаточны…» Простим автору некоторые неточности, но главное здесь – сообщение о второй «волне» уральцев в Приаралье. Для всех их эти края стали второй родиной.
Обжившись на новых местах, уральцы-староверы начали осваивать низовья Сыр-Дарьи, восточное побережье Арала. На карте А.И.Бутанова(с добавлениями Л.Бера), изданной военно-топографическим отделом Генерального Штаба в 1907, на восточном берегу Арала уже обозначены «рыбачьи ватаги». На фотографиях, выставленных в музее – простые и суровые лица русских рыбаков, стоящих у большой лодки, на которой они смело выходили на промысел в коварные воды Арала.
Жизнь их была беспокойной. На рыбачьи ватаги вихрем налетали воинственные отряды с южных пустынь, угоняя христиан в рабство. Известно, что в конце своей службы на Арале Алексей Иванович Бутанов руководил военной экспедицией по изволению из неволи русских пленников, захваченных из рыбачьих ватаг хивинскими военными отрядами и томящихся в неволе в Кунграде.
Дальнейшие наши полевые изыскания близ развалин казахского рыбачьего поселка Мергенсай (западное побережье залива Сары-Шеганак) позволили обнаружить в 1990 году развалины небольшого селения, расположенного особняком от казахского поселка. На этих развалинах мы совершенно неожиданно нашли второй православный крест(№2, фото 3 и 4). Рядом с крестом лежала прекрасно сохранившиеся медная пряжка с живописным зооморфным орнаментом (фото 5). Мастер очень живо изобразил на ней льва: хвост с кисточкой, косматая грива; зверь присел на передние лапы, приготовившись к прыжку, разинув пасть и нервно поигрывая хвостом. В углублениях орнамента еще заметны следы позолоты. Пряжка имеет размеры – 45*55 мм.
Аральск-6 (в/ч "Чайка) 1975-1988