Страница 1 из 1

Уральцы – раскольники на Арале и Сырдарье.

Добавлено: Вс июл 20, 2008 8:48 pm
Sergey V. Kolosov
Автор: В. И. Колосов (г. Аральск)
Людмиле Владимировне Сапожниковой посвящаю.

Добавлено: Вс июл 20, 2008 8:50 pm
Sergey V. Kolosov
В полевых экспедициях по изучению природных очагов болезней человека мы часто находим на берегах Арала развалины некогда существовавших здесь поселков и мелких селений. Летом 1989 года, при изучении Северо-Западного побережья Арала, на берегах некогда живописной бухты Жаланаш (в настоящее время обсохшей), близ мыса Байшура нами найдены развалины небольшого селения из трех саманных домиков. Время постройки мы относим к концу 19 века. Просуществовало селение, видимо, не очень долго, в настоящее время сильно разрушено, но план построек еще достаточно хорошо заметен. В некоторых местах высота стен достигает 20-40 см над уровнем поверхности. Сравнивая степень разрушенности селения с аналогичными постройками с известной датой строительства (в частности, глиняные мазары на могилах казахов), можно определенно сказать, что это селение было брошено не менее ста лет назад.
Два домика в этом селении были жилыми, расположены близ друг от друга, выходами ориентированы на юг, к морю. Шагах в 40-50 расположено более длинное здание, видимо, хозяйственного назначения. В окрестностях жилых домиков видны оплывшие кучи золы, изобилуют крупные рыбьи кости, остатки глиняных грузил от сетей и неводов, кованые железные гвозди, осколки стеклянных кубков фиолетового цвета и старинных толстостенных бутылок с глубоко вдавленным дном. От времени стекло приобрело радужный оттенок, то есть произошла его кристаллизация. Стало быть, возраст стеклянных изделий весьма почтенный.
Кроме рыболовства, жители селения занимались и земледелием. В окрестностях явственно видны следы полей орошения: водосборные канавы, арыки, поля в виде чеков. Сейчас арыки заросли кустарниками и очень хорошо просматривается вся картина водосбора. Поселенцы пользовались водой тающих снегов, собираемой с окружающих бухту пологих глинистых холмов, а также водой редких весенних дождей. Для хранения воды предусмотрены обширные ямы и природные котлованы. Это воды хватало, видимо, для выращивания ржи, ячменя, проса, каких-то овощей.
Сбор предметов материальной культуры среди развалин дал очень интересную находку бронзового нагрудного креста (№ 1, фото 1 и 2) и медной монеты достоинством в две копейки, выпуска 1815 года. Оба предмета имеют черную патину и прекрасно сохранились. Размеры креста – 24*35 мм.

Добавлено: Вс июл 20, 2008 8:58 pm
Sergey V. Kolosov
Фото 1

Добавлено: Вс июл 20, 2008 8:59 pm
Sergey V. Kolosov
Фото 2

Добавлено: Вс июл 20, 2008 9:05 pm
Sergey V. Kolosov
Эта находка нагрудного знака русского православия в исконно мусульманских краях была для нас столь неожиданна, что мы задались целью узнать побольше о его владельце, об истории появления на берегах Арала православных. Начались поиски.
Местный краевед Людмила Владимировна Сапожникова, к которой мы обратились за консультацией, сразу решительно и категорично заявила, что в этой части Аральского побережья поселения православных неизвестны, и наша находка – открытие. Отправили фото креста в Ленинград, в Музей истории религии и атеизма, что в Казанском соборе, но ответа не получили…
Кто же были эти люди? Беглые каторжане или переселенцы, за лучшей долей или в поисках Беловодья забрели они на берега Арала? Куда ушли затем? Где их могилы? Много, много вопросов…
В конце прошлого века за стойкость в расколе веры уральские казаки с реки Яика были переселены на Аму и Сырдарью, где расселялись под надзор властей в селениях казахов. Крупные их поселения были в поселках Казалинск и Кармакчи. Как выяснилось, переселение православных в эти места шло тремя «волнами».
Известный оренбургский шевченковед Леонид Наумович Большаков отмечал, что во время службы на Арале ссыльного поэта рядового Т.Г. Шевченко, последний встречался с русскими староверами и люди, с которыми его сводила судьба, прибыли сюда вместе с ним или на год раньше. Он даже указывает их имена – Черторогов и Марков. (Обратите внимание на последнюю фамилию – она нам еще встретится). Знаком был Тарас Григорьевич и с другими русскими поселенцами 1847-1849 годов. Переселялись сюда целыми семьями, о многих известно и по-фамильно, и из каких оренбургских станиц они выезжали. Селение на Жаланаше могло принадлежать некоторым из этих, а не более ранних семей, переселившихся сюда (личное сообщение Л. Н. Большакова).
Итак, это была первая «волна» русских переселенцев в Приаралье. Фактически – это целенаправленная колонизация края, началом которой следует считать время первых экспедиций по Аралу капитана флота Алексея Ивановича Бутакова, создание на реке Сырдарье Казалинского и Раимского укреплений. За его обозами пошли через Каракумские пески вереницы простого люда в неведомые чужие края, за лучшей долей. Не все они шли добровольно, порою их принуждали. По этому поводу можно привести любопытный документ из экспозиций областного краеведческого музея города Кзыл-Орды ( бывший Перовск, , а ранее Ак-Мечеть). Это страница из журнала «Всемирная панорама» №18. Имя автора и год выпуска журнала нами не установлен, но, тем не менее стоит привести некоторые выдержки из статьи «Ссыльные уральские казаки в Туркестане»: «Со времени усмирения пугачевского бунта более ста лет на Урале, прежнем Яике, было тихо… Но в 1874 году здесь опять начались волнения, в результате которых несколько тысяч уральских казаков были сосланы в Туркестан, в низовья Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, в негостеприимные приуральские степи.
…Вот уже 35 лет прошло с тех пор, как уральцы появились на берегах Сыр-Дарьи, а они все еще не могут примириться со своей участью… Нужно заметить, что, собственно говоря, ссылка явилась для уральцев не наказанием, а, если хотите, даже наградой, очень выгодной операцией.… Наши же ссыльные от военной службы избавлены, решительно никаких налогов и податей не платят и до недавнего времени совершенно бесплатно пользовались правом рыболовства. Немудрено, что многие из них, придя сюда нищими, быстро разбогатели здесь. Большинство из здешних уральцев состоятельны и достаточны…» Простим автору некоторые неточности, но главное здесь – сообщение о второй «волне» уральцев в Приаралье. Для всех их эти края стали второй родиной.
Обжившись на новых местах, уральцы-староверы начали осваивать низовья Сыр-Дарьи, восточное побережье Арала. На карте А.И.Бутанова(с добавлениями Л.Бера), изданной военно-топографическим отделом Генерального Штаба в 1907, на восточном берегу Арала уже обозначены «рыбачьи ватаги». На фотографиях, выставленных в музее – простые и суровые лица русских рыбаков, стоящих у большой лодки, на которой они смело выходили на промысел в коварные воды Арала.
Жизнь их была беспокойной. На рыбачьи ватаги вихрем налетали воинственные отряды с южных пустынь, угоняя христиан в рабство. Известно, что в конце своей службы на Арале Алексей Иванович Бутанов руководил военной экспедицией по изволению из неволи русских пленников, захваченных из рыбачьих ватаг хивинскими военными отрядами и томящихся в неволе в Кунграде.
Дальнейшие наши полевые изыскания близ развалин казахского рыбачьего поселка Мергенсай (западное побережье залива Сары-Шеганак) позволили обнаружить в 1990 году развалины небольшого селения, расположенного особняком от казахского поселка. На этих развалинах мы совершенно неожиданно нашли второй православный крест(№2, фото 3 и 4). Рядом с крестом лежала прекрасно сохранившиеся медная пряжка с живописным зооморфным орнаментом (фото 5). Мастер очень живо изобразил на ней льва: хвост с кисточкой, косматая грива; зверь присел на передние лапы, приготовившись к прыжку, разинув пасть и нервно поигрывая хвостом. В углублениях орнамента еще заметны следы позолоты. Пряжка имеет размеры – 45*55 мм.

Добавлено: Вс июл 20, 2008 9:17 pm
Sergey V. Kolosov
Фото 3

Добавлено: Вс июл 20, 2008 9:17 pm
Sergey V. Kolosov
Фото 4

Добавлено: Вс июл 20, 2008 9:18 pm
Sergey V. Kolosov
Фото 5

Добавлено: Вс июл 20, 2008 9:19 pm
Sergey V. Kolosov
Вторая находка отстоит от селения близ мыса Байшура в шести-семи километрах. Селение близ Мерченсая образовано в более позднее и существовало более длительное время, о чем свидетельствуют обширные кучи мусора; близ селения сохранились колодцы с каменной кладкой. Среди развалин нами найдены монеты 20-х годов нашего столетия и, что любопытно, опять те же осколки бутылок с глубоко вдавленным дном. Занятием поселян было рыболовство.
Потомки уральцев, поныне живущих в пос. Джусалы (Кармакчинский район Кзыл-Ординской области), опознали крест по предъявленной им фотографии. Как пишет Валентина Александровна Тарбузова, принявшая живейшее участие в наших исследованиях, такие кресты носят уральцы и поныне. На обратной стороне начало молитвы, в переложении на современный язык звучащей так: «Да воскресит Бог и расточатся врази его да бежит от лица его ненавидящий его яко исчезает дым да исчезнут яко тает воск от лица огня тако да погибнут бесы от лица любящего Бога и знаменующего крестным знаменем и веселых глаголящих радуйся пречистый и животворящий Кресте Господень прогонит беса силою на тебя пронятого Господе нашего Иисусе Христе во ад сошедшего и покравшего силу Диавола и даровавшего нам тебе крест свой честный на прогнание всякого супостата. О пречистый и животворящий кресте Господень помогай мя со своею госпожой Девою Богородицей и со всеми святыми во веки веков Аминь!»
Историю их появления на берегах Сыра молодежь ужу не знает, да и не интересуется. Но то, что они раскольники помнят. Веруют они до сих пор, хотя может быть и не ортодоксы, но все крещеные. Крестят по обычаю своему, свои старухи. Соблюдают праздники, посты обязательно(старики особенно). Кроме крещения интересен еще один обряд – купание в проруби. Это бывает в праздник Крещенья – 19 января каждого года. Накануне, с вечера, начинается моление. Старухи обычно молятся до утра, а потом идут на реку часов в 10-11. Купаются в белых рубахах, предварительно прочитав молитву. Считается, что эта вода святая и искупавшись в ней, очистишься от всех грехов. Воду эту набирают в сосуды и хранят в течение года – она не портится. Перед рождеством ходят славить Христа(вернее, ходили раньше дети и молодежь), сейчас молодых почти нет, все разъезжаются, все хиреет, обычаи забываются. На Пасху обязательно готовят куличи, крашеные яйца, проводится всенощная молитва. По воскресным дням грешно стирать и выполнять любую другую работу. Мужчины пожилого возраста носят широкие окладистые бороды. Молодые этих правил уже не придерживаются. Вот еще интересно: если режут свинью, то сделать это обязательно должен уралец, иначе мясо это не берут и не едят. На магазинное мясо это правило не распространяется. Живут уже не общиной, а каждый сам по себе, как и все мы, работают кто-где. Держат в хозяйстве кур, свиней, коров, у многих уральцев есть лодки, занимаются рыбалкой и охотой, в степи держат огороды.
Еще можно добавить, что при крещении детям дают имена по святцам, поэтому у них много старинных имен. Правда, в последнее время молодые уральцы этому обычаю противятся, что вызывает недовольство стариков.
Вот те немногие сведения, что удалось нам собрать о жизни уральцев – раскольников, в прошлом веке заселившихся на Сырдарье и Арале. В самом городе Аральске до последних лет еще можно было встретить потомков казаков.
Большая часть их сгинула в годы репрессий 30-38 годов, многих выбила война. Читая сейчас списки репрессированных, встречаем много простых русских фамилий и старинных имен. Вот список из 19 фамилий. Все – рыбаки острова Озун-Каир. Арестованы 16.02.1930 года. Среди них – Марков Федор Трифонович, 1873 года рождения. Уж не внук ли того Маркова, что в 1848 году встречался с Тарасом Шевченко?
Среди репрессированных нет высоких чинов – все они простой трудовой люд: рыбак и сторож, плотник и сапожник, слесарь и пильщик, спецпереселенец и служитель религиозного культа. Уничтожены были все.
Такова история, которую поведал нам маленький бронзовый крестик, потерянный на берегу Арала безвестным россиянином.
Третья «волна» пришлась на 1918 год, когда от голода бежали сюда, на Арал, «на рыбу»…
Но это уже история, которую напишут другие краеведы.


Владимир Колосов, Аральск
1989-1992гг.

Добавлено: Вс июл 20, 2008 10:08 pm
Михаил Чулков
Sergey V. Kolosov писал(а):. Пряжка имеет размеры – 45*55 мм.
Спасибо приятно удивлен,ведь в Свое время живя в Аральске,часто приходилось находить,что-то необычное.Уезжая с Аральска прихватил,кое-что,чем удивил местных антикваров.Но это тема отдельная.Еще много мест в Аральске таят секркты старины и разных национальностей.Нужно просто направленно заниматься.Да нет времени и обстоятельства.Еще раз спасибо за интересную информацию.Михаил Чулков.Аральск-6(в/ч Чайка)1976-1979 годы служил.

Добавлено: Ср июл 23, 2008 10:33 am
Серик Б.
Сергей, очень интересно! А как твой отец попал в "экспедицию" такую. Он не продолжил исследовательскую работу?

Добавлено: Вт июл 29, 2008 10:01 am
Sergey V. Kolosov
Серик Р‘. писал(а):А как твой отец попал в "экспедицию" такую.
Он служил в противочумном отряде. У них такая работа была - по степям мотаться.

Добавлено: Вт июл 29, 2008 3:19 pm
Михаил Чулков
Sergey V. Kolosov писал(а):Он служил в противочумном отряде.
Да был такой отряд ПЧО.Всегда стремился туда попасть служить,но увы не получилось.Но на охоту часто выезжали вместе,все ребята с ПЧО очень хорошо стреляли по дичи,пустыми редко приезжали.Отец Сергея очень заядлый охотник.Видимо еще было и другое хобби,например эти уникальные изыскания,тоже не каждый будет собирать,а человек заинтересованный.Приятно удивлен,что в Аральских степях есть еще много чего скрыто интересного и загадочного.Но дай Бог когда-то много чего увидим нового.Вот только беда некому этим серъезно заняться.Михаил Аральск-6 (Чайка) 1976-1979 гг.

Нагрудные кресты

Добавлено: Вт сен 02, 2008 1:32 pm
Белеванцев Валерий
В конце 30-х годов в период формирования в.части на о. Возрождения, моя бабушка с дедом были там. Она рассказывала что на острове вплоть до появления полигона безвыездно жили именно "раскольники". Откуда они были - не знают. Воду они заготавливали зимой в камышовых ледниках-ямах и ее вполне хватало до зимних месяцев.