Анализ опасностей «поворота северных рек» (Поворот рек стал жертвой политики. - Век. - 10.08.2001)
В этом году особенно много стали говорить о воде в связи с наводнениями, случившимися на сибирских реках. В то же время, как писал "Век" (№ 25 от 29.06 - 5.07.2001), жизнь снова ставит в повестку дня забытую было проблему так называемого поворота северных рек. Вот почему нам показалось интересным встретиться с человеком, который в то время являлся первым заместителем министра водного строительства СССР, ставшим едва ли не главным мальчиком для битья в связи со скандально известным проектом. "Век" беседует с генеральным директором ОАО Водстрой Поладом Аджиевичем Полад-заде.
- Полад Аджиевич, лет пятнадцать назад, помнится, был большой шум в прессе по поводу проекта переброски части стока северных рек в Среднюю Азию и на юг Европейской части России. Общественность была категорически против.
- Тогда, как и сейчас: кто имел доступ к средствам массовой информации, тот тут же присваивал себе право говорить от имени народа. Многие профессионалы, работники сельского хозяйства, просто жители маловодных районов выступали за эту идею. Но кто давал им возможность высказаться? Даже очень авторитетным людям не давали слова.
- Что же было на самом деле?
- Речь шла только о заборе и переброске части стока Оби в Среднюю Азию. В пределах трех-четырех процентов от ее годового стока. То есть в объеме, меньшем ее годовых колебаний. С самого начала споров произошла подмена сути проекта: его обозвали поворотом северных рек, что не соответствовало истине. Вдумайтесь только, как можно повернуть такие реки, как Обь, Печора, Сухона? Такое не по силам вообще. Но слово было сказано - и уже никто из противников проекта иначе о нем и не говорил. Боролись с тем, чего не было.
- Целью проекта было спасение Аральского моря?
- Нет. Воду прежде надо было дать плодородным, но безводным землям, где можно было выращивать кукурузу на зерно и сою - столь необходимые для нашего животноводства фуражные культуры… Без построенных в свое время ирригационных систем в республиках Средней Азии трудно было бы рассчитывать на рост их промышленного и сельскохозяйственного потенциала. Каракумский канал, например, вдохнул жизнь в Туркмению. 500 кубических метров в секунду подается в канал из Амударьи, и не будь этого - неизвестно, как бы развивалась эта республика, несмотря на все ее нефтяные и газовые богатства.
- За разбор воды расплатился Арал...
- Вопрос этот не однозначен. В этом регионе живет 40 миллионов человек. А вода только одна - Амударья и Сырдарья. Восстановить Арал - значит отнять воду у этих людей. Мы в конце 80-х разработали комплекс мер по сохранению Арала как природного объекта и одновременно по созданию нормальных условий жизни для населения. Эта программа под давлением тех же сил не была тогда утверждена в соответствующих инстанциях СССР. А сегодня она взята за основу правительствами государств Центральной Азии и финансируется Всемирным банком.
Больше всего возмущала недобросовестность противников переброски, их стремление замалчивать факты, когда считали это выгодным для себя. Ведь они помалкивали об уже построенном в 1962-1974 годах канале Иртыш-Караганда, по которому за 458 километров вода Иртыша была подана в Караганду, Экибастуз, Темиртау. Не говорили и о канале, по которому вода Каховского водохранилища пошла в засушливую Таврию и на Крымский полуостров для виноградников, санаториев. Эти два проекта как раз и являются примером переброски части стока рек в маловодные зоны.
Вообще, было много всяких подтасовок, выдвигались порой фантастические обвинения. Писали, что переброска рек может повлиять на изменение направления оси Земли! И народ читал, верил...
- Но все-таки почему проект поворот а северных рек вызвал такой мощный резонанс в обществе?
- Мне кажется, все очень просто. В те времена набирало силы протестное движение в среде творческой интеллигенции, недовольство действиями властей. И как раз подоспели проекты переброски, которые были восприняты обществом неадекватно. Эту идею, как кость, бросили людям на растерзание. Говорю это не голословно, ибо в те времена мне приходилось встречаться с руководством страны самого высокого уровня, объяснять ситуацию. Со мной соглашались, но выступить в поддержку проекта или хотя бы с объяснением сути дела никто не хотел. А ведь проект переброски воды из сибирских рек в Среднюю Азию возник еще в конце XIX века, а в начале XX века, в 1902 году, рассматривался даже в Императорской Академии наук России и был признан вполне разумным. Соответствующие документы мы предоставляли руководству.
- Как вы думаете, сегодня об этом проекте можно окончательно забыть?
- В этой истории рано ставить точку. Не знаю когда, но проект в том или ином виде будет обязательно осуществлен. Центральная Азия в геополитическом плане - исключительно важный регион, и мировое сообщество должно быть заинтересовано в том, чтобы здесь была спокойная обстановка, нормальные условия жизни и продуктивного труда. Не случайно сегодня на самом высоком уровне обсуждаются варианты переброски в Среднюю Азию стока индостанских рек. Китай приступил к крупномасштабным работам на Иртыше, сколько воды он заберет из этой реки, а сколько останется Казахстану и России - никто не знает. И без дополнительной подачи воды в бассейн Аральского моря мировое сообщество не обойдется. Кто протянет народам Среднеазиатского региона руку помощи, тот и будет их другом на все времена.
Аральск - 6 "Чайка" 80е-90 гг
-
- Местный
- Сообщения: 173
- Зарегистрирован: Ср мар 02, 2011 8:03 pm
- Откуда: Фрязино Московская обл
Re: Аральск - 6 "Чайка" 80е-90 гг
СЛУЖБА ГСМ В/Ч 41167 "ЧАЙКА"
-
- Местный
- Сообщения: 173
- Зарегистрирован: Ср мар 02, 2011 8:03 pm
- Откуда: Фрязино Московская обл
-
- Сообщения: 2
- Зарегистрирован: Сб мар 26, 2016 2:20 am
Re: Аральск - 6 "Чайка" 80е-90 гг
Да это Дудка!! Штабной писарь!!Дружище армейскийМакаров Сергей писал(а):Объект 1982 г Ю.Дудник
-
- Сообщения: 2
- Зарегистрирован: Сб мар 26, 2016 2:20 am
Re: Аральск - 6 "Чайка" 80е-90 гг
Мои отцы командиры Особенно Гридин и АлшанбаевМакаров Сергей писал(а):Командование части и группы на объекте "А" 1981-82 гг (фото от Ю.Дудник) слева 1 Овчаренко - замполит группы 2 не помню 3 Гнидин - нач.политотдела 41167 4 Шведюк - командир 41167 5 Сидельник - начальник инженерно-испытательной группы. Начальник 2-ой команды Алшанбаев
-
- Местный
- Сообщения: 173
- Зарегистрирован: Ср мар 02, 2011 8:03 pm
- Откуда: Фрязино Московская обл
-
- Местный
- Сообщения: 173
- Зарегистрирован: Ср мар 02, 2011 8:03 pm
- Откуда: Фрязино Московская обл
Re: Аральск - 6 "Чайка" 80е-90 гг
Аральские прогулки конец 70-х начало 80-х
СЛУЖБА ГСМ В/Ч 41167 "ЧАЙКА"
-
- Местный
- Сообщения: 173
- Зарегистрирован: Ср мар 02, 2011 8:03 pm
- Откуда: Фрязино Московская обл
-
- Местный
- Сообщения: 173
- Зарегистрирован: Ср мар 02, 2011 8:03 pm
- Откуда: Фрязино Московская обл
-
- Местный
- Сообщения: 173
- Зарегистрирован: Ср мар 02, 2011 8:03 pm
- Откуда: Фрязино Московская обл
-
- Местный
- Сообщения: 173
- Зарегистрирован: Ср мар 02, 2011 8:03 pm
- Откуда: Фрязино Московская обл
-
- Местный
- Сообщения: 173
- Зарегистрирован: Ср мар 02, 2011 8:03 pm
- Откуда: Фрязино Московская обл