http://www.off-road-drive.ru/archive/5/ ... oluraspada
Период полураспада
История скорбного путешествия на дно Аральского моря
Текст: Леонид Миндель
Фото: Леонид Миндель, Евгений Беляев, Владимир Павленко, Павел Разин Отправляясь к берегам Аральского моря, я рассчитывал увидеть залитую солнцем степь, стада верблюдов, пересохшие от жары реки, старцев с трубками и корабли, величественно стоящие на сухом дне. Конечно, все вышеперечисленное там присутствовало, но было и нечто другое... Не знаю, но мне почему-то кажется, что скорбные тени воспоминаний об этом «другом» еще очень долго будут следовать за мной по пятам.
...Ветер, врывающийся на городскую площадь, все так же наносит грязь, и небеса выливают на него нечистоты
Роджер Желязны.
Долина проклятий
- Общая площадь Республики Казахстан – 2717,3 тыс. км2 (девятое место в мире). Рельеф – в основном равнинный. Более 80% территории страны занимают сухие степи, на юго-востоке и востоке страны – предгорья Алтая, Тарбагатая, Джунгарского Алатау и Тянь-Шаня. Пик Хан-Тенгри (7010 м) на границе Казахстана и Кыргызстана является самой высокой точкой страны.
- Население – около 16,8 млн. человек. Из них 42% – казахи, 37% – русские, по 5% – украинцы и немцы, остальные – татары, узбеки, белорусы, уйгуры и многие другие народы.
- Вероисповедание: мусульмане-сунниты – 47%, православные христиане – 44%, протестанты – 2%, представители других религий – 7%.
Напрямую
Назначив следующее рандеву на берегу озера Элтон, в 40 км от пограничного пункта, группы тронулись в дальнейший путь. На заправке я разговорился с рыбаками, возвращавшимися в Москву с рыбалки на Ахтубе, они рассказали, что там уже неделю идут проливные дожди, разлив очень большой, дороги размыты...
В Волгограде посетили мемориал «Дом Павлова» и, переправившись через Волгу на пароме, поехали в сторону казахской границы. По асфальту катили около часа, потом свернули с дороги и, взяв азимут на Элтон, пошли напрямую по степи. Но не все – машина с прицепом и мотоциклисты поехали искать объезд-ную дорогу.
Степь удивила меня, во-первых, огромным количеством орлов, а, во-вторых, спецификой грунта. Так, грунтовая дорога (после дождей по ней никто не ездил) со стороны выглядела ровной и твердой, но впечатление это было обманчивым. Мокрая глина моментально облепляла колеса, и сцепление с поверхностью планеты пропадало полностью. Машины буксовали на ровном месте, их разворачивало, а в один прекрасный момент наш Defender поставило поперек дороги и выбросило на обочину (чуть больший крен, и мы бы перевернулись). После этого наш отважный навигатор (девушка по имени Женя) достала литровую бутылку из-под газировки, в которую было перелито вино, и... конкретно к ней приложилась.
К таможенному переходу Джанибек мы вышли на следующий день. Российские таможенники были очень вежливы (я бы даже сказал, приветливы), но каждую машину досматривали в течение полутора часов, мотивируя это каким-то мифическим распоряжением. Ну а после таможенников настало время пограничников... Осмотр прошел благополучно, и за границу нас все же выпустили. С казахской же стороны и вовсе все решилось на удивление быстро и просто. Пограничный офицер в красивых, разукрашенных узорами погонах спросил, досматривали ли нас в России и, получив утвердительный ответ... потерял к нам всякий интерес. Мы заполнили таможенные декларации, получили миграционные карточки и были отпущены на все четыре стороны. Точнее на три, поскольку с четвертой проходила государственная граница.
Покончив с таможенными формальностями, мы связались с Андреем Форосенко, который на своем Pajero уехал вперед искать место для ночевки. Андрей передал нам координаты заправки... Заправщик долго не хотел брать рубли, но потом согласился. Сама же заправка требует отдельного описания. Маленькая перекошенная будка, рядом два автомата без счетчиков, а вокруг них грязное месиво. Зрелище не для слабонервных. На лице Володи, заправлявшего свой новый Patrol, со всей очевидностью читалось: «Что я делаю?!».
Дорожная специфика
После раннего подъема наша группа ( Defender и Patrol) покинула полусонный лагерь и отправилась вперед. В сущности, этот выезд и предопределил ход всей экспедиции... Пошел дождь, и грейдер, по которому мы до этого шли со скоростью 50 км/ч, превратился в липкое месиво. Мотоциклы в буквальном смысле слова тащились – глина забивала вилку переднего колеса, и ребята начинали падать. Приходилось объезжать по степи, но это не особо помогало. В конце концов, было принято решение идти к Аралу не напрямую, а в объезд. Но поскольку на этот момент (через двое суток) наша группа уже достаточно сильно углубилась в степь, она продолжила движение самостоятельно.
Но все это было несколько позже, а пока мы ехали по дороге и наслаждались зрелищем зеленой, еще не выгоревшей степи и орлов, сидящих на каждом возвышении. И тут дождь накрыл и нас... Дорога моментально раскисла. Двигаться со скоростью больше 20 км/ч стало просто опасно. Дело в том, что казахские отсыпные дороги имеют одну неприятную особенность: они покатые, то есть центр выше обочины на 30–50 см, а кюветы отвесные. Приходится держаться строго по центру дороги, но и в этом случае машину постоянно сносит, и ты рискуешь улечься на крышу.
В населенном пункте Искра остановились пообедать. Покормить за рубли нас согласились только во второй чайхане. Да, похоже, нужно срочно менять деньги. Еда была простая, но вкусная. Сытный обед на одного человека обошелся в 50 рублей. За Искрой дорога стала посуше, и средняя скорость движения увеличилась.
Неприятности в Новой Казанке
Мы все острее ощущали необходимость заправиться. Patrol горючее просто пил. У нас, конечно, были канистры, но это неприкосновенный запас, а значит, его лучше не трогать. В поисках солярки заехали в большой поселок Новая Казанка...
Завидев нас, женщины сразу скрылись за заборами, и на улице остались одни мужчины (большая часть из них была обкурена до совершенно скотского состояния). Кое-как нам удалось выяснить, в каком из домов можно заправиться. Хозяином местной заправки оказался пожилой казах с обветренным лицом, а в роли АЗС выступал сарай, заполненный разнокалиберными пластиковыми канистрами и бутылками с соляркой. Мы сказали, сколько нам нужно горючего, и казах утвердительно кивнул головой, но поскольку заправлять нас он согласился только за тенге, мы поехали искать обменник (курс: 4,5 тенге за 1 рубль). На центральной улице обнаружились два маленьких магазинчика. В одном из них мы и поменяли деньги. Когда в моей руке оказалась пухлая пачка тенге, я поневоле почувствовал себя миллионером. Паша предложил зайти в соседний магазин. За те пять минут, что мы провели у прилавка, перебирая просроченные консервы, вторая машина уехала заправляться, и казахи, увидев, что в Defender осталась лишь девушка, повели себя как последние дикари. Я уж не говорю о том, какие делались предложения. Они просто полезли в машину. Женя, как могла, давала отпор, но один все же проник на заднее сиденье и, схватив первое, что попалось под руку (баклажку с водой), скрылся. В этот момент мы и вышли... Казахи перепугались и начали тихо разбредаться.
Только отъехав на некоторое расстояние и выкурив сигарету, я осознал, какая опасность угрожала Жене и всем нам. Нас запросто могли убить или... продать, ведь до ближайшего отделения милиции больше сотни километров. Ошибка в том, что мы оставили Женю одну. Для суннитов, а их тут большинство, женщина вообще не человек. Поэтому пустая машина и машина с сидящей внутри женщиной – понятия для них однозначные.
Путь до Урала
Ехали еще несколько часов. Миновали несколько населенных пунктов. Дома из глины, похожие друг на друга как две капли воды, кучи сушащегося кизяка и печи-мазанки для приготовления еды. В одной из деревень разговорился с местным жителем, и тот рассказал, что когда «ушел» Союз, все пошло наперекосяк – отключили газ, перестали чинить дороги, большинство школ закрылось. Распад СССР одним махом отбросил страну в средневековье.
На ночевку встали рано. Мою большую палатку устанавливали все вместе (ветер вырывал ткань из рук). Привязав одну из растяжек к машине и обложив палатку по кругу тяжелыми ящиками, сели под тент ужинать. Попытки связаться по спутниковому телефону с основной группой ничего не дали. Тогда мы еще не знали, что ребята проехали за день всего 50 километров, один из мотоциклистов при падении разбил нос, а Discovery с прицепом постоянно застревал, и его приходилось вытаскивать лебедкой Patrol. Соответственно, мы также не знали, что во время очередной «спасательной операции» Nissan тоже сел, и пока его выкапывали, пошел ливень. Решили остановиться на ночевку.
Утром, собрав лагерь, мы предприняли очередную неудачную попытку связаться с основной колонной. Общим собранием постановили: едем по маршруту, утвержденному заранее. Следующая веха пути – город Индерборский. Хождение по азимуту имеет неоспоримые преимущества, но есть у него и недостатки. Таковым, например, стала узенькая речушка, на которой мы провели четыре часа, доставая из воды Defender и откапывая Patrol. Объезд занял 30 минут.
У селения Типак совершенно неожиданно выехали на новенькую, с иголочки, асфальтовую автостраду Уральск – Атерау. Здесь же состоялась первая встреча с местными милиционерами. Они остановили нас, но документы проверять не стали, а начали расспрашивать, кто мы и откуда. Интерес был явно праздный, но мы люди вежливые и потому подробно рассказали, что едем мы из Москвы к Аральскому морю. «Зачем?» – спросили милиционеры. «Отдыхать». Не поверили. Мы долго убеждали их, что такая поездка для нас отдых, и в результате нас отпустили, пожелав счастливой дороги. Но уже когда садились в машину, один из них отвел Павла в сторону и задушевным голосом сказал: «Ну, мне-то скажи, зачем вы туда едете»...
К реке Урал выехали уже вечером. Решили переночевать на этом берегу, а утром переправиться и зарегистрироваться в местном отделении милиции. Дело в том, что в миграционных карточках, выданных нам на таможне, нужно было в течение пяти дней поставить штамп о временной регистрации.
Жить стало лучше, жить стало веселее
Проснулись гораздо позже, чем обычно: вставать в пять утра не имело смысла, так как паром начинает ходить только в восемь. Когда мы подъехали к переправе, паром, по непонятной причине носящий название «Дунай», как раз делал первую ходку с противоположного берега. Среди разнокалиберных машин на нем стоял... дорожный скрепер. И как только паром причалил, скрепер съехал на берег и начал ковшом ровнять выезд. И как только последняя машина покинула баржу, аккуратная очередь на въезд превратилась в броуновское движение автомобилей, сремящихся успеть на первую ходку.
В индерборском отделении милиции меня встретили словно... идиота. То ли рыжий цвет моих крашеных волос слишком уж резко контрастировал с черной бородой, то ли я был первым, кто просил поставить печать в миграционной карточке. Наконец до одного из милиционеров дошло, чего я от них хочу, и он вступил в получасовые переговоры с начальством из Атерау. Закончив разговор, он повернулся ко мне:
– Все нормально, я договорился, езжайте в Атерау, там вам все отметят.
– Но это же 200 км в противоположную сторону. Мы же на Арал едем.
– Ничем не могу помочь.
– Ну, тогда хотя бы дайте бумагу, что отказали нам в регистрации!
– А я вам не отказал, я договорился – в Атерау вас ждут.
– Но нам не надо в Атерау, нам надо на Арал...
Так мы поговорили еще минут десять, после чего пожелали милиционерам удачи и поехали дальше. Через 50 км мы заехали в поселок Карабау, где нам без лишних разговоров поставили печати.
На вопрос, как проехать на Миялы, местные дали емкий и исчерпывающий ответ: «Никак». Реки разлились, все залито водой и дороги нет. А трактор пройдет? Трактор – наверное. Ну, раз трактор пройдет, значит, и мы сможем... Две речки, протекающие непосредственно за селением, проехали легко и непринужденно. Дальше нас ждала песчаная дорожка по степи. Но ничто не длится вечно, и замечательный степной хайвэй закончился широко разлитой рекой...
Наш путь лежал на север. Решили срезать. И вот мы уже движемся меж песчаных барханов. Кругом растут небольшие кустики, практически лишенные зелени. Мы настолько увлеклись ездой по кустикам, что не заметили, как прокололи колесо на «японце». Из 35-го BF Goodrich торчало две толстых палки...
Стемнело окончательно. Проезжаем Аккалу. А что это за архитектурные изыски? За поселением возвышается песчаная стена (похоже, нагребли трактором). Объезжаем неожиданное препятствие, и назначение вала сразу становится понятно: на сколько хватает света фар, пространство залито водой...
Путеводный баран из Миялы
С рассветом возвращаемся на исходную. Вот вам и край выжженной степи... До самого горизонта вода. Проехать не представляется возможным. В деревне к нам выходят парень и старик. Парень говорит, что все равно собирался ехать в Миялы, обещает показать дорогу. Со двора выезжает телега, на ней человек пять и связанный баран. Все призывно машут руками, мол, за нами...
Первый брод проходим легко, на втором начинаются трудности. Это даже и не брод, а залитое водой поле. Подсаживаемся. Телега уходит в отрыв... К обеду мы все-таки добрались до Миялы. Ехать по асфальту было приятно, но непривычно. Между райцентрами Миялы и Сагиз дорога была практически идеальной. А вот о заправке в Сагизе сказать того же не могу. Два заправщика налили нам в баки ворованной тепловозной солярки, по цвету больше напоминавшей «отработку». Последовавшая за этим непереводимая игра слов значила примерно следующее: казахи извинились за качество солярки, но деньги потребовали, мы в свою очередь объяснили им, что с ними будет, если у нас умрет ТНВД, но денег дали.
За поселением с веселым названием Ебейти путь нам преградила широченная река. 80 метров бегущей воды! Паша надел сапоги и пошел в воду... «Ужасная река» оказалась глубиной в один метр. За переправой началась настоящая степь. На сотни километров ни одного жилья.
Уже на подъезде к Устюрту в эфире появились «кинологи» (на двух «Нивах» ехали четыре человека и три собаки). У разлома мы, наконец, встретились. Ребята рассказали, что расстались с остальной группой два дня назад на дороге в Атерау.
Добрались
По Устюрту идем вместе. Пылища стоит жуткая. Ничего не видно. До Бозоя добрались без проблем, но как ни старались, но доехать в этот день до моря не успели. Остановились буквально в нескольких километрах от береговой линии. А утром с новыми силами устремились к воде. И, не поверите, доехали! Вот оно, Море! Только воды в нем нет... Берег есть, корабли есть, а озеро отсутствует... Хотя нет, вон оно, виднеется вдалеке. Мы устремились к кораблям. Только с первого раза доехать до них у нас не получилось. То, что мы приняли за твердую поверхность, оказалось солончаком. Никогда не видел такого грунта. Land Rover прилип насмерть! Подогнали Nissan, и немного полебедившись, выехали на сухое. Поднялся ветер. Теплый воздух приятно овевал лицо, на губах ощущался вкус морской соли, а перед нами стояли корабли. Да, ради одной этой минуты стоило проделать этот долгий путь...
Все, поставленную задачу мы выполнили. Можно отправляться в обратный путь. А что же третья группа? На мой взгляд, ребята сделали невозможное. Все было против них. И погода, и травмы (один из мотоциклистов серьезно повредил ногу), и поломки (у прицепа отвалилось колесо и сломалась КПП Discovery). Но они доехали до намеченной точки, острова Барсакельмес, что в 80 км от берега по дну высохшего моря. Правда, два мотоцикла пришлось отправить в Москву еще на подступах...
P. S. Экспедиция закончена.
Но еще очень долго у меня перед глазами будут стоять грязные и больные люди, неграмотные дети, мертвый скот и корабли... Большие старые корабли, лежащие на сухом дне умирающего озера. ORD
Состав экспедиции.
Первая группа
Land Rover Defender (три человека);
Nissan Patrol Y61 (два человека).
Вторая группа
Chevrolet-Niva (два человека + собака);
ВАЗ-21213 (два человека + две собаки).
Третья группа
Mitsubishi Pajero (два человека);
Land Rover Discovery с прицепом (три человека);
Nissan Patrol Y60 (три человека);
KTM Adventure 950 (один человек);
BMW K 1100 LT (один человек);
HONDA Varadera 1000 (один человек).
Из Малой Советской Энциклопедии (1958 г.).
Аральское море (Арал) – бессточное соленое озеро в Юго-Западной Азиатской части СССР. Площадь с островами 66458 км2 (острова – 2345 км2). Преобладающие глубины 20– 25 м, наибольшая – 68 м. Северные берега местами высокие, местами низменные; восточные – песчаные, со многими мелкими заливами и островами. Южный берег образован дельтой Аму-Дарьи. Западный берег, образованный чинком (обрывом) Устюрта, местами возвышается на 190 м над уровнем моря. Наибольшие острова: Кокарал (Кугарал), Возрождения, Барса-Кельмес. В Аральское море впадают две крупнейшие реки Средней Азии – Аму-Дарья и Сыр-Дарья. Климат континентальный, средняя температура воздуха летом +24°, +26°, зимой -7°, -13,5°. Осадков около 100 мм в год. Температура воды на поверхности летом +26°, +30°, зимой ниже 0°. Прозрачность воды очень велика. Из рыб обитают: шип, сазан, усач, плотва, язь, жерех. Пароходное сообщение продолжается около 7 месяцев.
Аральское море: хроника экологической катастрофы
До 70-х годов прошлого столетия промысловая добыча усача в Аральском море и Сырдарье составляла около тысячи тонн в год. К примеру, в 60-х годах ежегодно добывали в среднем 870 тонн. И это только учтенный улов... В области множество рыбаков-любителей, а усач в те годы был обычной добычей. Летом берег реки, особенно в черте города, был облеплен рыбаками. Но это не влияло на популяцию, и в послевоенные десятилетия численность усача была стабильной. Но уже в 70-х годах его добыча стала резко сокращаться, и ежегодный улов составлял уже менее 400 тонн. В 1978 году промысел усача на Арале прекратился. Море стало высыхать, повысилось содержание соли в воде, и усач был вытеснен в Сырдарью и Амударью. А там не было условий для развития популяции. На первоначальном этапе гибель Арала воспринималась как временное явление; специалисты считали, что после прекращения водозабора начнется восстановление. Однако водозабор из Амударьи и Сырдарьи способствовал окончательной гибели Аральского озера. Остались лишь разносимые ветром экскременты и брошенное на произвол судьбы население.
На этих снимках, сделанных со спутника, хорошо видна скорбная динамика иссушения моря Арал.
Девушка и море.
Евгения Ледовая. Навигатор группы Defender / Patrol. Внезапный возглас пилота: «Куда?!» – выбрасывает из дремы. Взгляд за капот из-за бортового компьютера, сильно перекрывающего лобовое стекло, приводит в уныние – дорога опять, уже в который раз, стремительно размножается в разных, но очень похожих направлениях. GPS и компьютер – слабые помощники, глазу зацепиться не за что – все дороги одинаковые. Не знаю, что такое женская интуиция, но именно благодаря ей приходила уверенность, что ехать надо именно по левой, еле заметной, а не по правой и средней накатанным.
Казахстан для штурмана – высшее образование, причем экстерном. Горжусь собой: экипаж сначала подтрунивал, потом, после того как в первом же броде было посажено «по башню» сразу два внедорожника, стал прислушиваться, а потом и вовсе не лез в навигацию. Все стали доверять проложенному мной маршруту! Я-то им сразу сказала – есть объезд!
Все это особенно приятно на фоне мусульманского края, где женщины вообще права голоса не имеют. Это действительно поражает! Они тебя просто не видят! К ним обращаешься, а они смотрят мимо... Ну и черт с ними! Они меня не замечают, а я на них смотрю как на забавное дополнение к пейзажу ...
А потом люди кончились, и это было очень здорово! Ни одного человека на сотни километров вокруг! Ощущение, что ты наедине со всей планетой.
Было здорово, несмотря ни на что.
Андрей Сергеев, KTM Adventure 950. Нас подвела погода. Если бы дороги были сухими, то мотоциклы бы шли лучше машин. Второй проблемой стал прицеп. Дело даже не столько в том, что он тяжелый и неповоротливый, а в том, что буксировщик был выбран неправильно. Двигатель и трансмиссия Discovery не рассчитаны на то, что на хвосте будут болтаться полторы тонны балласта. Так что, отправляясь в экспедицию в следующий раз, в качестве машины обеспечения буду думать о Toyota LC 105 или Nissan Patrol. Но даже несмотря на тяжелые дорожные условия, мотоцикл показал себя с лучшей стороны. Жаль, что недостаток навыков не позволил мне использовать возможности мотоцикла на всю катушку.